Получение архитектурно-планировочного задания




Одним из видов исходных материалов для разработки проектов строительства является архитектурно-планировочное задание (далее по тексту – АПЗ). Это следует из п.24 «Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства» (далее по тексту – Правила), утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 750, и введенными в действие с 1 марта 2016 года. Данный документ отменяет ранее действовавшие «Правила оформления и выдачи исходных материалов (данных) для проектирования, а также прохождения разрешительных процедур на строительство новых и изменение существующих объектов (зданий, сооружений, их комплексов и коммуникаций)», утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 293.

Определение АПЗ дано в п.49 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее по тексту ЗРК «Об АГСД»):
архитектурно-планировочное задание — комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению объекта на конкретном земельном участке (площадке, трассе), а также обязательные требования, условия и ограничения к проектированию и строительству, устанавливаемые в соответствии с градостроительными регламентами для данного населенного пункта. При этом допускается установление требований по цветовому решению и использованию материалов отделки фасадов зданий (сооружений), объемно-пространственному решению в соответствии с эскизами (эскизными проектами), предоставляемыми заказчиком (застройщиком, инвестором);

Рассмотрим подробно процесс получения АПЗ, регламентированный Правилами.

Согласно Правилам, регламентируется процесс получения АПЗ в двух случаях:
— при новом строительстве;
— при реконструкции, переоборудовании, перепланировке.

Сначала рассмотрим процедуру получения АПЗ при новом строительстве.

Согласно п.31 Правил, заявление о предоставлении АПЗ при новом строительстве подается по утвержденной форме (приложение №1 к Правилам) в адрес структурного подразделения местных исполнительных органов (далее по тексту – МИО), осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства посредством веб-портала «электронного правительства» или Государственной корпорации с приложением:
1) утвержденного задания на проектирование;
2) правоустанавливающего документа на земельный участок;
3) опросного листа для технических условий (приложение №2 к Правилам);
4) топографической съемки;
5) для физических лиц – документа, удостоверяющего личность.
Если заявление подается уполномоченным представителем: юридического лица – по документу, подтверждающему полномочия; физического лица – по нотариально заверенной доверенности.
Истребование документов, не предусмотренных п.31 Правил, для получения АПЗ не допускается.
Государственная корпорация принимает заявление посредством информационной системы и направляет его в структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства.
Согласно п.33 Правил, в случае несоответствия планируемого строительства утвержденному проекту детальной планировки, структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подачи заявления направляет заявителю мотивированный отказ посредством веб-портала «электронного правительства» либо Государственной корпорации. В таком случае к заявлению прилагается выкопировка из проекта детальной планировки района застройки.
В случае соответствия планируемого строительства утвержденному проекту детальной планировки, структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, подготавливает АПЗ и другие исходные материалы (согласно п.24 Правил).
Подготовленные материалы и документы структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, направляет в Государственную корпорацию или размещает на веб-портале «электронного правительства».
Государственная корпорация, если заявитель обращался через нее за получением АПЗ, выдает полученные от МИО АПЗ и другие исходные данные заявителю.
Сроки рассмотрения заявления на выдачу АПЗ и других исходных данных для нового строительства, согласно п.36 Правил, составляют:
— по проектам технически и (или) технологически несложных объектов не более 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней;
— по проектам технически и (или) технологически сложных объектов не более 17 (семнадцати) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней.
В случае получения отказа заявитель после устранения замечаний структурного подразделения МИО, осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства, повторно подает заявление в Государственную корпорацию.
В таком случае повторный отказ по основаниям, которые могли, но не были указаны ранее, не допускается.

Теперь рассмотрим процедуру получения АПЗ при реконструкции, переоборудовании, перепланировке.

В первую очередь хотелось бы, привести несколько определений, согласно п.4 Правил:
— переоборудование – изменение помещения (помещений), как правило, связанное с изменением его (их) функционального назначения, полной или частичной заменой внутренней системы технологического и (или) инженерного оборудования, необходимого для жизнеобеспечения, эксплуатации, выпуска какой-либо продукции, оказания услуг и тому подобное;
— перепланировка – изменение планировки помещения (помещений), сопряженное с изменением границ этого помещения (этих помещений);
— реконструкция – изменение отдельных помещений, иных частей здания или здания в целом, как правило, связанное с необходимостью обновления и модернизации изменяемого объекта;
— технический проект – вид предпроектной документации, разрабатываемый в целях проведения реконструкции, перепланировки, переоборудования помещений (отдельных частей) существующих зданий (сооружений);

Согласно п.50 Правил, заявление для получения исходных материалов и разрешительных документов для реконструкции (перепланировки, переоборудования) помещений (отдельных частей) существующих зданий подается в адрес МИО посредством веб-портала «электронного правительства» или Государственной корпорации с приложением:
1) утвержденного задания на проектирование;
2) копий документов, удостоверяющих право собственности заявителя на изменяемый объект, с представлением подлинников для сверки государственным органом, рассматривающим заявление, подлинности документов, либо его нотариально засвидетельствованная копия;
3) письменного согласия собственника (сособственников) объекта на намечаемое изменение и его параметры;
4) нотариально засвидетельствованного письменного согласия собственников других помещений (частей дома), смежных с изменяемыми помещениями (частями дома), в случае, если планируемые реконструкции (перепланировки, переоборудование) помещений (частей жилого дома) или перенос границ помещений затрагивают их интересы;
5) копии технического паспорта изменяемого помещения (оригинал предоставляется для сверки);
6) технического проекта;
7) опросного листа и топографической съемки (при необходимости в дополнительном подключении к источникам инженерного и коммунального обеспечения и/или увеличении нагрузок);
8) копий правоустанавливающих документов на земельный участок (если реконструкция предусматривает дополнительный отвод (прирезку) земельного участка) (оригинал предоставляется для сверки);
9) документа, удостоверяющего личность.
Если заявление подается уполномоченным представителем: юридического лица – по документу, подтверждающему полномочия; физического лица – по нотариально заверенной доверенности.
Согласно п.51 Правил, при перепланировке помещений не требуется получение АПЗ.
Структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства подготавливает АПЗ.
Срок рассмотрения заявления на получение АПЗ при реконструкции и переоборудовании помещений не более 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней, согласно п.53 Правил.
В мотивированном отказе указываются причины и конкретные замечания для устранения. Основаниями для отказа являются:
— отклонения от комплекса требований к назначению помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений, а также требований государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства;
— изменения, приводящие к потере несущей способности конструкций помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений.
Заказчик, после устранения замечаний повторно подает заявление.
Последующий отказ не выдается по основаниям, которые могли, но не были указаны ранее.
Структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, после рассмотрения представленных документов подготавливает решение МИО о реконструкции (перепланировке, переоборудовании) и направляет документы в Государственную корпорацию для выдачи заявителю либо размещает на веб-портале «электронного правительства».
Государственная корпорация, если заявитель обращался через нее за получением АПЗ, выдает заявителю следующие документы:
1) решение МИО о реконструкции (перепланировке, переоборудовании);
2) АПЗ.

Также в Правилах приводится форма заявления на получение АПЗ и других исходных материалов, а также форма самого АПЗ.

Процедуру получения АПЗ, как государственной услуги, регламентирует Стандарт государственной услуги «Выдача архитектурно-планировочного задания», утвержденный приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 257 , в который были внесены соответствующие изменения.


Материалы по данной теме:

Статья о Правилах организации застройки и прохождения разрешительных процедур.

Выбираем квартиру (жилье) – транспортная доступность

Выбираем квартиру (жилье) — вредные внешние факторы




327 комментариев на «Получение архитектурно-планировочного задания»

  1. Ануар говорит:

    Добрый день. Подскажите пожалуйста на следующий вопрос. У меня в собственности находится земельный участок под ижс. Хочу начать строится но знаю что данный район уходит под снос под строительство мжс. Могут ли быть у меня проблемы с получением разрешения на строительство и в дальнейшем при сдаче объекта в эксплуатацию? Заранее спасибо.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Выскажу свое мнение.
      Если Ваш участок действительно идет под снос, то Вам не выдадут разрешительные документы для строительства (АПЗ), и, соответственно, Вы не сможете ввести его в эксплуатацию.

      • Ануар говорит:

        Спасибо за ответ. А если сроки выкупа моего участка государством/частной компанией?

        • Бастық говорит:

          Добрый день!
          Не понял вашего вопроса — задайте, его пожалуйста, по-другому.

          • Ануар говорит:

            Ну раз мой участок уходит под снос значит его должны выкупить (государство или компания застройщик). Это же может продолжатся долго. И разрешения на строительство не дают и не выкупают. Вот я и хотел узнать раз мой часто подпадает под снос если максимальные сроки исполнения т.е. сроки в течении которого должны выкупить?

            • Бастық говорит:

              Добрый день!
              Выскажу свое мнение.
              Срок изъятия участков должен быть прописан в соответствующем постановлении Вашего акимата.
              PS. Функция T9 часто делает текст малопонятным.

  2. Ерик говорит:

    Здравствуйте!
    Подскажите пожалуйста, как понять, требуется ли АПЗ в нашем случае?
    Разрабатываем проект на установку рыбозащитного устройства (РЗУ) для водопропускного сооружения плотины одной из казахстанких ГЭС. РЗУ будет исполнено с использованием технологического решения по типу электроградиентной рыбозащиты (ЭГРЗ). Описание — на дно через определённые промежутки опускаются вертикально тросы, прикреплённые к специальным фбс-блокам, вверху они держатся за счёт больших поплавков, к этим тросам крепятся электроды, которые питаются от кабеля, подведенного по этим же тросам + наверху один горизонтальный трос, к которому крепятся все поплавки.
    Необходим подвод кабеля от специально устанавливаемых в некоторой отдалённости от берега шкафов управления (размещаться шкафы управления будут в специально устанавливаемом на открытом воздухе контейнере пятитоннике + ещё внутри будет размещаться один силовой шкаф и один щит управления). Соответственно к этому контейнеру тоже необходимо подвести силовой кабель (скорее всего по земле, так как берег скалистый, копать траншею не имеется возможности).
    Вроде как конструктива как такового и нет в нашем случае, соответственно все определения из вашей статьи (переоборудование, перепланировка и реконструкция) не совсем подходят сюда.
    При этом заказчик в официальном письме указал, что АПЗ не требуется.

    Подскажите пожалуйста, как правильно понять, есть ли необходимость в АПЗ в нашем случае?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!




      Я думаю, что АПЗ в Вашем случае нужно — во-первых, у Вас контейнер, скорее всего, не временное сооружение, а технологическое сооружение с длительным сроком службы. Во-вторых, прокладка инженерных коммуникаций также осуществляется на основании АПЗ. В-третьих, при прохождении экспертизы (в том числе, и экологической — она должна оценить воздействие РЗУ на окружающую среду) обязательно требуют АПЗ.
      Это мое личное мнение, для получения официального ответа рекомендую обратиться в местную архитектуру или КДС.

  3. Назым говорит:

    Добрый день! Недавно купили квартиру 3-х комнатную у 3- хозяина. Тех паспорт тоже 3 штуки, на каждую комнату свой тех паспорт. Теперь хотим объединить. сходила в архитектуру. сказали не совпадают кв метр по тех паспорту и договор купли продажи. В купли продажи не указан квадрат метр туалета, коридора и кухни в связи с тем что это считается общим. Что теперь мне делать? Буду очень благодарна если ответите.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Ваш вопрос напрямую не относится к тематике сайта, он, по-моему мнению, из юридической плоскости.
      Для того, чтобы Вам что-то посоветовать, задам дополнительные вопросы.
      Я так понял Вы купили три комнаты у трех разных хозяев, на эти комнаты были общая кухня, туалет, коридор — что-то типа секции в общежитии на трех хозяев. Техпаспорта есть только на эти три комнаты, а коридор, туалет, кухня не отражены в техпаспортах — так как не принадлежали ни одному из хозяев, а были общими для всех трех хозяев. Теперь, хотя Вы хозяин всех трех комнат, Вам отказывают в изготовлении общего техпаспорта, т.к. коридор, кухня, туалет не отражены в договоре купли продажи. Я правильно Вас понял?

  4. Бахтияр говорит:

    Добрый день,
    Каков срок актуальности АПЗ?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Согласно п.25 Правил организации застройки (ссылка на сам документ внизу статьи):
      25. АПЗ и технические условия действуют в течении всего срока нормативной продолжительности строительства, утвержденного в составе проектной (проектно-сметной) документации.
      Это мое личное мнение, для получения официального ответа рекомендую обратиться в местную архитектуру или КДС.

  5. Барыс говорит:

    1. Здравствуйте, скажите пожалуйста кто должен заполнять опросной лист приложения №3, может ли сам заказчик заполнять опросной лист?
    2. Кто должен собирать тех условия для АПЗ с коммунальных организации вопрос для частных домов?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!




      1. Если мы говорим о получении АПЗ, то должны руководствоваться Правилами организации застройки (ссылка на сам документ внизу статьи). Опросной лист на запрос техусловий — это Приложение №2 к этому документу, его заполняет заказчик — внизу ставиться подпись заказчика.
      2. Заказчик в местный ЦОН подает вместе с заявлением на получение АПЗ и опросной лист на техусловия — местная архитектура, после получения документов из ЦОНа, запрашивает в соответствующих организациях техусловия согласно опросного листа, и потом отправляет пакет документов обратно в ЦОН. Почитайте Правила организации застройки и приложения к ним — там все достаточно подробно расписано.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным. Для получения официального ответа рекомендую обратиться в ЦОН или архитектуру.

  6. Евгений говорит:

    Добрый день. Подскажите на мобильный комплекс возведенный из сборно-разборных конструкций, пробовали подать, как легкосьемный магазин, отказали в получение АПЗ, так как не является магазином. Что делать в таком случае

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      К сожалению, я мало что понял из Вашего вопроса — задайте, пожалуйста, его более развернуто (укажите дословно что указано в отказе, где Вы его хотели поставить, и т.п.), может быть тогда я смогу Вам что-то посоветовать.

      • Евгений говорит:

        Есть участок — целевое назначение, которого для строительство магазина. Но, участок расположен на границах проходящей красной линии. И вот хотим узаконить мобильный комплекс из сборно-разборных конструкций для самостоятельного ввода в эксплуатацию. Нам отказывают в получение АПЗ, в отказе указывают размыто.Ответ такой: Является некапитальным строением нестанционарным обьектом. Как теперь можно узаконить это строение? Без АПЗ мы не можем сделать проект и ввести в эксплуатацию без согласования.

        • Бастық говорит:

          Добрый день!
          Выскажу свое личное мнение.
          Согласно ЗРК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»:
          Объект недвижимости — здание, сооружение и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
          Скорее всего из-за этого архитектура считает, что Ваш объект после постройки не может быть зарегистрирован как объект недвижимости, так как является мобильным и жестко не связан с землей.
          Рекомендую написать официальное письмо в КДС с просьбой о разъяснении этого вопроса.

  7. Айдос говорит:

    Здравствуйте! Мой земельный участок имеет целевое назначение ИЖС, хочу изменить целевое назначение на коммерческое. В генеральном плане города Караганды район где находится мой земельный участок не как не обозначен. Как вы считаете, могут ли возникнуть осложнения с изменением целевого назначения?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      На данный вопрос Вам могут ответить только специалисты местного акимата, все зависит от генерального плана и проекта детальной планировки (ПДП) Вашего населенного пункта.
      Рекомендую почитать эту статью, как раз по Вашей теме.
      Вывод из статьи — везде требуйте письменного ответа с четкой аргументацией отказа.

  8. Арман говорит:

    Добрый день,
    Планируем покупку земельного участка в г.Алматы для строительства 2-х этажного комплекса (автосервис, мойка, офиссные и складские помещения).
    Вопрос: на что обратить внимание при выборе земельного участка, чтобы убрать вероятность в отказе на получение АПЗ?
    (или иными словами как избежать покупки участка, на котором мы не сможем построиться)
    Благодарю

    • Бастық говорит:

      Добрый день!




      Выскажу свое личное мнение.
      Я бы в-первую очередь обращал внимание на целевое назначение участка. На участках с назначением «Для обслуживания жилого дома» или «ИЖС» архитектура вполне может отказать в выдаче АПЗ на ваш объект — сошлется на генеральный план города и целевое назначение участка. То есть внутри квартала жилой застройки на Ваш объект вполне может быть отказ.
      Рекомендую посмотреть 2d-карту города Алматы на сайте uaig.kz (бывшее Управление архитектуры Алматы) — в правом верхнем углу выбирайте нужные слои — например, красные линии, и система покажет Вам красные линии — границы зон возможной застройки, или «Функциональное назначение» — по цветам будет понятно к какой функциональной зоне (жилая, административная, производственная, и т.п.) относится тот или иной земельный участок. При выборе «Здания и сооружения» (этот слой стоит по умолчанию) можно посмотреть описание конкретного здания или участка.
      Во-вторых, я очень внимательно рассматривал бы участки возле мест возможных авторазвязок, будущих станций метрополитена и т.п. — чтобы не попасть через несколько лет под отчуждение. Для этого можно включить слой на вышеуказанной карте — «Проектируемые здания и сооружения» — появятся планируемые микрорайоны (некоторые уже построены) и развязки.
      Все это конечно не даст 100% гарантии, но, как мне кажется, снизит возможность отказа в выдаче АПЗ или будущего попадания под отчуждение.

      • Арман говорит:

        Добрый день, Бастык.
        Спасибо за подробный ответ, будем работать в этом направлении.
        Спасибо
        Арман

  9. Галя говорит:

    здравствуйте! скажите необходимо ли АПЗ для проекта и строительства дорог?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      По-моему мнению, для строительства автомобильных дорог (а также при их реконструкции и капительном ремонте), до начала их проектирования, требуется получения АПЗ в Отделе архитектуры местного акимата (либо в нескольких Отделах архитектуры — при планировании строительства дороги на территории нескольких районов).
      Это мое личное мнение, для получения официального ответа рекомендую обратиться в местный отдел архитектуры или в КДС.

  10. Марат говорит:

    Добрый день,
    для получения АПЗ на реконструкцию без изменения несущих конструкций запросили предоставить сейсмо заключения. Насколько это требование законно?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Можете дословно написать, что Вам указали в отказе в приеме документов на получение АПЗ? Вам должны были выдать Расписку об отказе в приеме документов — так правильно называется этот документ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *