Получение архитектурно-планировочного задания

Одним из видов исходных материалов для разработки проектов строительства является архитектурно-планировочное задание (далее по тексту – АПЗ). Это следует из п.24 «Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства» (далее по тексту – Правила), утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 750, и введенными в действие с 1 марта 2016 года. Данный документ отменяет ранее действовавшие «Правила оформления и выдачи исходных материалов (данных) для проектирования, а также прохождения разрешительных процедур на строительство новых и изменение существующих объектов (зданий, сооружений, их комплексов и коммуникаций)», утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 293.

Определение АПЗ дано в п.49 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее по тексту ЗРК «Об АГСД»):
архитектурно-планировочное задание — комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению объекта на конкретном земельном участке (площадке, трассе), а также обязательные требования, условия и ограничения к проектированию и строительству, устанавливаемые в соответствии с градостроительными регламентами для данного населенного пункта. При этом допускается установление требований по цветовому решению и использованию материалов отделки фасадов зданий (сооружений), объемно-пространственному решению в соответствии с эскизами (эскизными проектами), предоставляемыми заказчиком (застройщиком, инвестором);

Рассмотрим подробно процесс получения АПЗ, регламентированный Правилами.

Согласно Правилам, регламентируется процесс получения АПЗ в двух случаях:
— при новом строительстве;
— при реконструкции, переоборудовании, перепланировке.

Сначала рассмотрим процедуру получения АПЗ при новом строительстве.

Согласно п.31 Правил, заявление о предоставлении АПЗ при новом строительстве подается по утвержденной форме (приложение №1 к Правилам) в адрес структурного подразделения местных исполнительных органов (далее по тексту – МИО), осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства посредством веб-портала «электронного правительства» или Государственной корпорации с приложением:
1) утвержденного задания на проектирование;
2) правоустанавливающего документа на земельный участок;
3) опросного листа для технических условий (приложение №2 к Правилам);
4) топографической съемки;
5) для физических лиц – документа, удостоверяющего личность.
Если заявление подается уполномоченным представителем: юридического лица – по документу, подтверждающему полномочия; физического лица – по нотариально заверенной доверенности.
Истребование документов, не предусмотренных п.31 Правил, для получения АПЗ не допускается.
Государственная корпорация принимает заявление посредством информационной системы и направляет его в структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства.
Согласно п.33 Правил, в случае несоответствия планируемого строительства утвержденному проекту детальной планировки, структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подачи заявления направляет заявителю мотивированный отказ посредством веб-портала «электронного правительства» либо Государственной корпорации. В таком случае к заявлению прилагается выкопировка из проекта детальной планировки района застройки.
В случае соответствия планируемого строительства утвержденному проекту детальной планировки, структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, подготавливает АПЗ и другие исходные материалы (согласно п.24 Правил).
Подготовленные материалы и документы структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, направляет в Государственную корпорацию или размещает на веб-портале «электронного правительства».
Государственная корпорация, если заявитель обращался через нее за получением АПЗ, выдает полученные от МИО АПЗ и другие исходные данные заявителю.
Сроки рассмотрения заявления на выдачу АПЗ и других исходных данных для нового строительства, согласно п.36 Правил, составляют:
— по проектам технически и (или) технологически несложных объектов не более 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней;
— по проектам технически и (или) технологически сложных объектов не более 17 (семнадцати) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней.
В случае получения отказа заявитель после устранения замечаний структурного подразделения МИО, осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства, повторно подает заявление в Государственную корпорацию.
В таком случае повторный отказ по основаниям, которые могли, но не были указаны ранее, не допускается.

Теперь рассмотрим процедуру получения АПЗ при реконструкции, переоборудовании, перепланировке.

В первую очередь хотелось бы, привести несколько определений, согласно п.4 Правил:
— переоборудование – изменение помещения (помещений), как правило, связанное с изменением его (их) функционального назначения, полной или частичной заменой внутренней системы технологического и (или) инженерного оборудования, необходимого для жизнеобеспечения, эксплуатации, выпуска какой-либо продукции, оказания услуг и тому подобное;
— перепланировка – изменение планировки помещения (помещений), сопряженное с изменением границ этого помещения (этих помещений);
— реконструкция – изменение отдельных помещений, иных частей здания или здания в целом, как правило, связанное с необходимостью обновления и модернизации изменяемого объекта;
— технический проект – вид предпроектной документации, разрабатываемый в целях проведения реконструкции, перепланировки, переоборудования помещений (отдельных частей) существующих зданий (сооружений);

Согласно п.50 Правил, заявление для получения исходных материалов и разрешительных документов для реконструкции (перепланировки, переоборудования) помещений (отдельных частей) существующих зданий подается в адрес МИО посредством веб-портала «электронного правительства» или Государственной корпорации с приложением:
1) утвержденного задания на проектирование;
2) копий документов, удостоверяющих право собственности заявителя на изменяемый объект, с представлением подлинников для сверки государственным органом, рассматривающим заявление, подлинности документов, либо его нотариально засвидетельствованная копия;
3) письменного согласия собственника (сособственников) объекта на намечаемое изменение и его параметры;
4) нотариально засвидетельствованного письменного согласия собственников других помещений (частей дома), смежных с изменяемыми помещениями (частями дома), в случае, если планируемые реконструкции (перепланировки, переоборудование) помещений (частей жилого дома) или перенос границ помещений затрагивают их интересы;
5) копии технического паспорта изменяемого помещения (оригинал предоставляется для сверки);
6) технического проекта;
7) опросного листа и топографической съемки (при необходимости в дополнительном подключении к источникам инженерного и коммунального обеспечения и/или увеличении нагрузок);
8) копий правоустанавливающих документов на земельный участок (если реконструкция предусматривает дополнительный отвод (прирезку) земельного участка) (оригинал предоставляется для сверки);
9) документа, удостоверяющего личность.
Если заявление подается уполномоченным представителем: юридического лица – по документу, подтверждающему полномочия; физического лица – по нотариально заверенной доверенности.
Согласно п.51 Правил, при перепланировке помещений не требуется получение АПЗ.
Структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства подготавливает АПЗ.
Срок рассмотрения заявления на получение АПЗ при реконструкции и переоборудовании помещений не более 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней, согласно п.53 Правил.
В мотивированном отказе указываются причины и конкретные замечания для устранения. Основаниями для отказа являются:
— отклонения от комплекса требований к назначению помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений, а также требований государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства;
— изменения, приводящие к потере несущей способности конструкций помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений.
Заказчик, после устранения замечаний повторно подает заявление.
Последующий отказ не выдается по основаниям, которые могли, но не были указаны ранее.
Структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, после рассмотрения представленных документов подготавливает решение МИО о реконструкции (перепланировке, переоборудовании) и направляет документы в Государственную корпорацию для выдачи заявителю либо размещает на веб-портале «электронного правительства».
Государственная корпорация, если заявитель обращался через нее за получением АПЗ, выдает заявителю следующие документы:
1) решение МИО о реконструкции (перепланировке, переоборудовании);
2) АПЗ.

Также в Правилах приводится форма заявления на получение АПЗ и других исходных материалов, а также форма самого АПЗ.

Процедуру получения АПЗ, как государственной услуги, регламентирует  Стандарт государственной услуги «Выдача архитектурно-планировочного задания», утвержденный приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 257 , в который были внесены соответствующие изменения.


Материалы по данной теме:

Статья о Правилах организации застройки и прохождения разрешительных процедур.

237 комментариев на «Получение архитектурно-планировочного задания»

  1. Даурен говорит:

    Здравствуйте!
    Задача: на действующем промышленном предприятии установить дополнительные единицы технологического оборудования (маслоулавливатель и перистатический насос) вблизи существующего открытого отстойника, а также прокладка нового внутриплощадочного трубопровода.
    Вопросы:
    1. требуется ли получение АПЗ?!;
    2. кто подает заявку — заказчик или проектировщик?!.

    Спасибо!

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      1. Мне кажется что АПЗ нужно в данном случае, так как предполагается выполнение СМР.
      2. АПЗ запрашивает и получает заказчик. Иногда заказчик поручает кому-либо заниматься этим вопросом, выписав этому лицу доверенность на осуществление этих действий.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться с этим вопросом в Комитет по делам строительства.

  2. Габит говорит:

    Добрый день! Частный дом,3-х уровневый. Правоустанавливающие документы легализованы в 2015году.
    1.При оформление залога банк потребовал узаконить подкрышное пространство как мансарда,хотя там никаких работ не производилось.Насколько это будет правомерно?
    2.Есть еще незаконченное строение на участке-баня и летняя кухня.Только черновые работы.Хотел узаконить.Недавно вышел приказ http://mid.gov.kz/ru/pages/ob-utverzhdenii-pravil-priemki-postroennogo-obekta-v-ekspluataciyu-sobstvennikom-2 по упрощению узаконения таких построек.
    Какие шаги с моей стороны нужны для узаконения постройки?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      В каком населенном пункте Ваш объект?

      • Габит говорит:

        Алматинская обл.Илийский район.с.Ынтымак

        • Бастық говорит:

          Добрый день!


          Данный документ описывает самостоятельную приемку собственником построенного объекта, однако согласно п.3 статьи 74 Закона, самостоятельная приемка объектов в эксплуатацию невозможна в сейсмических районах. Ваш район сейсмичный, поэтому Вы должны принимать в эксплуатацию объект в общем порядке — согласно статьям 73 и 75 Закона. Для этого нужны: АПЗ, проект, экспертиза, уведомление ГАСК о начале СМР, строительство силами лицензированного подрядчика, с участием авторского надзора и технадзора.
          Банк требует документы на мансарду скорее всего потому, что ее нет в Ваших правоустанавливающих документах, хотя она должна быть там, если это действительно мансарда.
          Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться с этим вопросом в Комитет по делам строительства.

  3. Сабит говорит:

    Здравствуйте!
    У меня вопрос такой, нужно ли получить АПЗ для проектирование капитального ремонта общежитья? Если не нужно как обосновать?
    Заранее спасибо.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      По-моему мнению, на капитальный ремонт АПЗ нужно — это вытекает из определения термина строительства, приведенного в Правилах организации застройки (ссылка на сам документ внизу статьи), которые определяют порядок получения АПЗ.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства или местную архитектуру.

  4. Марат говорит:

    Здравствуйте!
    Подскажите дальнейшии мои шаги при реконструкции здании (юр.лицо):
    1. Приказ получил от архитектуры;
    2. На АПЗ подал, получу через 15 р.д., а потом??????

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      После получения АПЗ, как я понимаю, нужно разрабатывать проект, получать заключение экспертизы на него, выбирать подрядчика по СМР, уведомлять ГАСК о начале СМР, проводить строительство (реконструкцию), вводить объект в эксплуатацию.


      Этот порядок прописан в статье 68 Закона и Правилах организации застройки (ссылка на сам документ внизу статьи).
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства.

  5. Арман говорит:

    Здравствуйте!
    Хотел узнать про ИЖС и ЛПХ. Тоисть можно ли строить дом на ЛПХ, можете что-то посоветовать.
    Большое спасибо.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      По-моему мнению можно — это прописано в статье 102 Земельного кодекса.
      Главное здесь, опять же по-моему, понимать, что раз целевое назначение участка ЛПХ, то и владелец участка должен этим заниматься — выращивать что-то на своем участке, иначе местный акимат может начать принудительное изъятие этого земельного участка — согласно статей 92, 93, 94 Земельного кодекса.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться с этим вопросом в местный отдел земельных отношений или Комитет по управлению земельными ресурсами при Минсельхозе.

  6. Арман говорит:

    Здравствуйте!
    С праздником Вас.
    У меня вопрос такой, можно ли внести коррективы в выдаваемый АПЗ до его выдачи, или после его получения и как? И второе, содержанием АПЗ занимается районный архитектор того района куда она выдается?
    Заранее спасибо.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Я не знаю точного ответа на Ваш вопрос (можно ли внести изменения в АПЗ).
      Так как выдачей АПЗ занимаются:
      — если Ваш объект на территории какого-либо района области или города областного значения, то выдачей АПЗ занимается отдел архитектуры местного района или городского акимата;
      — если Ваш объект в Астане или в Алматы, то в Управлениях архитектуры и градостроительства Астаны и Алматы этих городов есть специальный отдел, который занимается выдачей АПЗ.
      Советую позвонить туда, там Вам должны ответить на Ваш вопрос о возможности внесении изменений в АПЗ.

  7. Даулет говорит:

    Здраствуйте подскажите : подал заявку по перепланеровке жилого дома в архитектурный В заявлении сказали не ставить дату подачи теперь не могу получит от них ответа .. скажите это они правельно принесли у меня заявку ? И должны ли мне дать расписку о принятие заявления в день подачи ? Заранее спасибо !

    • Бастық говорит:


      Добрый день!
      По-моему мнению, Ваша местная архитектура поступила неправильно — дата приема документов ставиться всегда обязательно, а также выдается расписка о получении от Вас документов с указанием срока получения госуслуги.
      Получение данной государственной услуги описано в либо в этом Стандарте либо в этом Стандарте, почитайте его — многое прояснится. Вообще можно обращаться за этой госуслугой не в архитектуру (как поступили Вы), а в местный ЦОН, или вообще через портал egov.kz.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться с этим вопросом в Комитет по делам строительства.

  8. Алтынкуль говорит:

    Здравствуйте, а можете ответить на мой вопрос. Я владею продуктовым магазином и собираюсь построить второй этаж, какие документы мне нужно? Обязательно ли мне нужно получить АПЗ? и на каком основании мне могут отказать в строительстве.

    • Бастық говорит:


      Добрый день!
      По-моему мнению, Вам АПЗ получать нужно обязательно — почитайте параграф 5 раздела 3 Правил организации застройки (ссылка на сам документ внизу статьи).
      Отказать Вам могут по многим причинам (их все перечислять не имеет смысла, легче просто сдать документы на АПЗ), к тому же Вы сами можете, даже получив АПЗ, отказаться от такого строительства — проектные решения могут быть сильно дороги в реализации, если, допустим, нужно будет проводить усиление фундамента и несущих конструкций первого этажа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *