Получение архитектурно-планировочного задания

Одним из видов исходных материалов для разработки проектов строительства является архитектурно-планировочное задание (далее по тексту – АПЗ). Это следует из п.24 «Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства» (далее по тексту – Правила), утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 750, и введенными в действие с 1 марта 2016 года. Данный документ отменяет ранее действовавшие «Правила оформления и выдачи исходных материалов (данных) для проектирования, а также прохождения разрешительных процедур на строительство новых и изменение существующих объектов (зданий, сооружений, их комплексов и коммуникаций)», утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 293.

Определение АПЗ дано в п.49 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее по тексту ЗРК «Об АГСД»):
архитектурно-планировочное задание — комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению объекта на конкретном земельном участке (площадке, трассе), а также обязательные требования, условия и ограничения к проектированию и строительству, устанавливаемые в соответствии с градостроительными регламентами для данного населенного пункта. При этом допускается установление требований по цветовому решению и использованию материалов отделки фасадов зданий (сооружений), объемно-пространственному решению в соответствии с эскизами (эскизными проектами), предоставляемыми заказчиком (застройщиком, инвестором);

Рассмотрим подробно процесс получения АПЗ, регламентированный Правилами.

Согласно Правилам, регламентируется процесс получения АПЗ в двух случаях:
— при новом строительстве;
— при реконструкции, переоборудовании, перепланировке.

Сначала рассмотрим процедуру получения АПЗ при новом строительстве.

Согласно п.31 Правил, заявление о предоставлении АПЗ при новом строительстве подается по утвержденной форме (приложение №1 к Правилам) в адрес структурного подразделения местных исполнительных органов (далее по тексту – МИО), осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства посредством веб-портала «электронного правительства» или Государственной корпорации с приложением:
1) утвержденного задания на проектирование;
2) правоустанавливающего документа на земельный участок;
3) опросного листа для технических условий (приложение №2 к Правилам);
4) топографической съемки;
5) для физических лиц – документа, удостоверяющего личность.
Если заявление подается уполномоченным представителем: юридического лица – по документу, подтверждающему полномочия; физического лица – по нотариально заверенной доверенности.
Истребование документов, не предусмотренных п.31 Правил, для получения АПЗ не допускается.
Государственная корпорация принимает заявление посредством информационной системы и направляет его в структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства.
Согласно п.33 Правил, в случае несоответствия планируемого строительства утвержденному проекту детальной планировки, структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подачи заявления направляет заявителю мотивированный отказ посредством веб-портала «электронного правительства» либо Государственной корпорации. В таком случае к заявлению прилагается выкопировка из проекта детальной планировки района застройки.
В случае соответствия планируемого строительства утвержденному проекту детальной планировки, структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, подготавливает АПЗ и другие исходные материалы (согласно п.24 Правил).
Подготовленные материалы и документы структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, направляет в Государственную корпорацию или размещает на веб-портале «электронного правительства».
Государственная корпорация, если заявитель обращался через нее за получением АПЗ, выдает полученные от МИО АПЗ и другие исходные данные заявителю.
Сроки рассмотрения заявления на выдачу АПЗ и других исходных данных для нового строительства, согласно п.36 Правил, составляют:
— по проектам технически и (или) технологически несложных объектов не более 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней;
— по проектам технически и (или) технологически сложных объектов не более 17 (семнадцати) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней.
В случае получения отказа заявитель после устранения замечаний структурного подразделения МИО, осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства, повторно подает заявление в Государственную корпорацию.
В таком случае повторный отказ по основаниям, которые могли, но не были указаны ранее, не допускается.

Теперь рассмотрим процедуру получения АПЗ при реконструкции, переоборудовании, перепланировке.

В первую очередь хотелось бы, привести несколько определений, согласно п.4 Правил:
— переоборудование – изменение помещения (помещений), как правило, связанное с изменением его (их) функционального назначения, полной или частичной заменой внутренней системы технологического и (или) инженерного оборудования, необходимого для жизнеобеспечения, эксплуатации, выпуска какой-либо продукции, оказания услуг и тому подобное;
— перепланировка – изменение планировки помещения (помещений), сопряженное с изменением границ этого помещения (этих помещений);
— реконструкция – изменение отдельных помещений, иных частей здания или здания в целом, как правило, связанное с необходимостью обновления и модернизации изменяемого объекта;
— технический проект – вид предпроектной документации, разрабатываемый в целях проведения реконструкции, перепланировки, переоборудования помещений (отдельных частей) существующих зданий (сооружений);

Согласно п.50 Правил, заявление для получения исходных материалов и разрешительных документов для реконструкции (перепланировки, переоборудования) помещений (отдельных частей) существующих зданий подается в адрес МИО посредством веб-портала «электронного правительства» или Государственной корпорации с приложением:
1) утвержденного задания на проектирование;
2) копий документов, удостоверяющих право собственности заявителя на изменяемый объект, с представлением подлинников для сверки государственным органом, рассматривающим заявление, подлинности документов, либо его нотариально засвидетельствованная копия;
3) письменного согласия собственника (сособственников) объекта на намечаемое изменение и его параметры;
4) нотариально засвидетельствованного письменного согласия собственников других помещений (частей дома), смежных с изменяемыми помещениями (частями дома), в случае, если планируемые реконструкции (перепланировки, переоборудование) помещений (частей жилого дома) или перенос границ помещений затрагивают их интересы;
5) копии технического паспорта изменяемого помещения (оригинал предоставляется для сверки);
6) технического проекта;
7) опросного листа и топографической съемки (при необходимости в дополнительном подключении к источникам инженерного и коммунального обеспечения и/или увеличении нагрузок);
8) копий правоустанавливающих документов на земельный участок (если реконструкция предусматривает дополнительный отвод (прирезку) земельного участка) (оригинал предоставляется для сверки);
9) документа, удостоверяющего личность.
Если заявление подается уполномоченным представителем: юридического лица – по документу, подтверждающему полномочия; физического лица – по нотариально заверенной доверенности.
Согласно п.51 Правил, при перепланировке помещений не требуется получение АПЗ.
Структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства подготавливает АПЗ.
Срок рассмотрения заявления на получение АПЗ при реконструкции и переоборудовании помещений не более 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней, согласно п.53 Правил.
В мотивированном отказе указываются причины и конкретные замечания для устранения. Основаниями для отказа являются:
— отклонения от комплекса требований к назначению помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений, а также требований государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства;
— изменения, приводящие к потере несущей способности конструкций помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений.
Заказчик, после устранения замечаний повторно подает заявление.
Последующий отказ не выдается по основаниям, которые могли, но не были указаны ранее.
Структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, после рассмотрения представленных документов подготавливает решение МИО о реконструкции (перепланировке, переоборудовании) и направляет документы в Государственную корпорацию для выдачи заявителю либо размещает на веб-портале «электронного правительства».
Государственная корпорация, если заявитель обращался через нее за получением АПЗ, выдает заявителю следующие документы:
1) решение МИО о реконструкции (перепланировке, переоборудовании);
2) АПЗ.

Также в Правилах приводится форма заявления на получение АПЗ и других исходных материалов, а также форма самого АПЗ.

Процедуру получения АПЗ, как государственной услуги, регламентирует  Стандарт государственной услуги «Выдача архитектурно-планировочного задания», утвержденный приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 257 , в который были внесены соответствующие изменения.


Материалы по данной теме:

Статья о Правилах организации застройки и прохождения разрешительных процедур.

294 комментария на «Получение архитектурно-планировочного задания»

  1. Zhomart говорит:

    Добрый день! Построил гараж, ввел в эксплуатацию теперь переоборудовал его в автомойку. Летом хочу начать строительство второго этажа под закусочную, столовую или торговые площади под автозапчасти. С чего мне начинать и какие нужны для этого AS

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Выскажу свое личное мнение.
      Вам нужно определится со следующим — у Вас предполагается новое строительство или реконструкция существующего объекта. Я не архитектор, поэтому не знаю точного ответа на этот вопрос.
      В зависимости от ответа на этот вопрос, по-моему мнению, Вам нужно руководствоваться следующими пунктами Правил организации застройки (ссылка на сам документ внизу статьи):
      — 22, 24, 31 — при новом строительстве;
      — 22-1, 24-1, 50 — при реконструкции существующего объекта;
      Исходные данные получаются в местной архитектуре (через ЦОН).
      После получения исходных данных нужно будет преступать к следующему этапу, по пунктам 22 или 22-1 Правил. Эти этапы также расписаны в Правилах.
      Хочу обратить внимание, что большой процент отказа в выдаче исходных данных — это несоответствие целевого назначения земельного участка новой намечаемой деятельности, либо генеральному плану населенного пункта.
      Это мое личное мнение, для получения официального ответа рекомендую обратиться в местную архитектуру.

  2. Рахмет говорит:

    Добрый день. Пожалуйста пожалуйста есть ли срок годности у АПЗ! Я получал его в 2012 году. Надо ли мне его обновлять?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Выскажу свое мнение.
      В настоящее время срок действия АПЗ прописан в п.25 Правил организации застройки (ссылка на сам документ внизу статьи):
      25. АПЗ и технические условия действуют в течении всего срока нормативной продолжительности строительства, утвержденного в составе проектной (проектно-сметной) документации.
      В Вашем случае я думаю Вам обязательно нужно получать заново АПЗ, так как, как я понял, Вы проект сразу не разрабатывали. За время с 2012 года в Вашем населенном пункте многое могло измениться — например, приняли новый генплан, еще какие-то градостроительные требования поменялись, да и сама форма АПЗ уже успела поменяться.
      Это мое личное мнение, для получения официального ответа рекомендую обратиться в местную архитектуру.

  3. Саялы говорит:

    Добрый день! Нужна консультация. Получен отказ на АПЗ (участок ИЖС, строительство с нуля). Основная причина отказа, что в зоне нахождения участка нет канализации и воды. Фрагмент текста: «Согл.ТУ от Алматы Су сети водопровода и канализации необходимо запроектировать и построить от проектируемых водопроводных сетей и канализации. В связи с этим отсутствует возможность подключения вашего объекта к сетям водопровода и канализации.» Вопрос: Есть ли какие-то нормы в законе для обжалования данного отказа? На чем можно построить жалобу в суд? Спасибо

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Несколько уточняющих вопросов.
      1. Вы написали причину отказа выдачи ТУ по водоснабжению и водоотведению — отсутствие этих сетей «Алматы СУ» в настоящее время в данном районе. А в чем причина отказа выдачи АПЗ? Это тоже должно быть указано — согласно п.34-1 Правил организации застройки (ссылка на сам документ внизу статьи)
      2. Действительно ли в этом районе нет водопровода и канализации? У соседей как дела с этим?

      • Саялы говорит:

        Спасибо за отклик.
        1. Приведу более расширенный фрагмент текста «Согл.ТУ от Алматы Су сети водопровода и канализации необходимо запроектировать и построить от проектируемых водопроводных сетей и канализации. В связи с этим отсутствует возможность подключения вашего объекта к сетям водопровода и канализации.
        На основании вышеизложенного, а также в соотв.с п.10 стандарта гос.услуги «Предоставление исходных материалов при разработке проектов строительства и реконструкции (перепланировки и переоборудования)» увт.приказом и.о.Министра нац.экономики РК от 27.03.15 №257, вам отказывается в предоставлении АПЗ».
        2. Воды и канализации (центральной) в том районе действительно нет. У соседей с построенным домами — скважины во дворах и септики.
        Есть соседи, которые только начинают стройку, и них АПЗ есть полученное в прошлом году.
        При телефонной беседе представитель Архитектуры объяснил, что с середины 2018 года у них изменился «порядок» — теперь в районах без центральной воды и канализации в АПЗ отказывают.

        • Бастық говорит:

          Добрый день!


          Я Вас понял. Попробуйте письменно направить в местную архитектуру, например, через портал egov.kz, обращение, в котором попросите их детально обосновать отказ в выдаче АПЗ, так как, по-Вашему мнению, водоснабжение жилого дома можно выполнить от собственной скважины, а водоотведение в автономный септик — сошлитесь на соседей. В общем пусть предоставят нормативный документ, на основании которого именно в настоящее время в Вашем населенном пункте нельзя выполнять водоснабжение и водоотведение жилого дома нецентрализованно (скважина/септик). Если такой документ они Вам предоставят (это скорее всего будет какой-то местный документ — постановление местного акима или решение местного маслихата, т.к. у нас полстраны официально живет без центрального водоснабжения и водоотведения), и там действительно будет запрет на это, то тогда обжаловать отказ в выдаче АПЗ будет очень проблематично.
          Рекомендую собирать информацию шаг за шагом, так как просто так идти в суд малопродуктивно.
          Может быть придется еще раз подавать документы на АПЗ — только теперь в опросном листе на получение ТУ придется указать, что водоснабжение и водоотведение (канализация) не требуется, т.к. они будут нецентрализованными.
          Это мое личное мнение, оно может ошибочным.

  4. ЕЛЕНА говорит:

    Добрый день, нужно ли АПЗ в моем случае, в ноябрь сгорел дом, восстановить не было смысла, сейчас мы хотим построить дом немного отходя от старого проекта, все коммуникации сохранены, даже фундамент остался, правда частично.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      По-моему мнению, Вам АПЗ получать нужно в любом случае.
      Это мое личное мнение. Для получения официального ответа рекомендую обратиться в местную архитектуру или в Комитет по делам строительства.

  5. Айгерим говорит:

    Добрый день! Были сданы документы для получения АПЗ, для реконструкции жилого дома, пришел ответ с Управления архитектуры, где был отказ ссылаясь на ген план развития города Алматы и постановление акимата № 1/26 от 26.01.2016 г. , а также на п.2 ст.58 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК, а также п.10 стандарта гос.услуги Предоставление исходных материалов при разработке проектов строительства и реконструкции утвержденный приказом Мин. нац.экономики РК от 27 марта 2015 г №257. Не могли бы помочь, так как участок приобрели с домом, хотели сделать в нем ремонт с перепланировкой и немножко пристройку. Обосновано ли то, что нам отказали, и хотели бы обратиться в суд, на какие нормы закона нужно ссылаться? Подскажите пожалуйста.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Уточняющий вопрос — в чем конкретно причина отказа в выдаче АПЗ? Это должно быть указано в отказе, помимо ссылок на нормативные документы.

  6. Насиба говорит:

    Добрый день! Прошу уточнить где указано, кто должен составлять опросный лист к АПЗ, Заказчик или Проектировщик. И кто должен получать АПЗ — Заказчик или Проектировщик?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Правила получения АПЗ и иных разрешительных документов регламентируются Правилами организации застройки (ссылка на сам документ внизу статьи). Почитайте внимательно этот документ — там есть ответы на Ваш вопрос. Обратите внимание на форму заявления на получение АПЗ и опросного листа на получение ТУ, а также на определения терминов «заявитель» и «заказчик» в начале документа.

  7. Сакен говорит:

    Здравствуйте.
    Хотел бы узнать, нужно ли получать АПЗ на хоз.бытовую постройку (баня) и согласовывать эскизный проект на неё , если АПЗ и эскизный проект на жилой дом есть и согласован, но без хоз.бытовой постройки.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      По-моему мнению, АПЗ нужно получать на любой капитальный объект строительства, и соответственно, делать либо проект либо эскиз. Если Вы хотите узаконить после строительства эту баню, т.е. официально ввести ее в эксплуатацию, то, Вам тем более нужно получать все разрешительные документы на нее. Конечно, лучше все это делать одновременно с основным зданием — в одном АПЗ и в одном эскизном проекте.
      Допустим при выдаче кредита под залог недвижимости, банк будет оценивать только официально введенные в эксплуатацию объекты. То же самое и при выкупе для госнужд — по-моему мнению, компенсация выплачивается только за землю и узаконенные объекты, все остальное в расчете компенсации не учитывается.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным. Для получения официального ответа, рекомендую обратиться в местную архитектуру и Комитет по делам строительства.

  8. Денис говорит:

    Добрый день.
    Не могу разобраться, нужно ли получать АПЗ для капремонта здания. Ведь в Правилах в определении понятия строительства включается в т.ч. капремонт. Получается вроде как на общих основаниях нужно получать, как для нового строительства. С другой стороны, в документе разделяются понятия строительства и реконструкции (перепланировки, переоборудования), однако прямого руководства по капремонту нет.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Выскажу свое мнение.
      Согласно определению термина «строительство», капремонт относится к одному из видов изменения существующих объектов. Также как и, например, реконструкция. Поэтому, как Вы и сказали, АПЗ на капремонт получать нужно.
      Как мне кажется, в Правилах выделили отдельно получение АПЗ при реконструкции (переоборудовании и перепланировке), так как под перепланировкой и переоборудованием в Правилах подразумевается изменение отдельных помещений здания, а не здания целиком — в этом случае требуется согласие на такие изменения собственников соседних смежных помещений. Это связано с большим количеством перепланировок квартир в многоквартирных домах или переоборудованием этих квартир в магазины, салоны красоты и т.п.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным. Для получения официального ответа рекомендую обратиться с этим вопросом в Комитет по делам строительства или в местную архитектуру.

  9. Ренат говорит:

    Здравствуйте, Подскажите, на получение АПЗ нету Акта на землю, земля пренадлежит гос структуре, и имеется от них подтверждающее письмо, что они не против на использование земли. Как быть при подаче документов? письма достаточно? насколько нам сказали, что не нужно акта, если есть письмо правообладателя земли

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Выскажу свое мнение.
      Я не знаю точного ответа на Ваш вопрос — Ваш вопрос из области земельных отношений. Самое простое получить ответ на него — это сдать документы на АПЗ в местном ЦОНе, Вы получите либо АПЗ либо отказ с обоснованием. Может быть отказ совсем по другой причине — например, целевое назначение участка не позволяет возводить на нем Ваш объект или Ваш объект не соответствует генеральному плану этого населенного пункта.

  10. Андрей Николаевич говорит:

    Здравствуйте, не подскажете срок действия АПЗ? Закон или приказ? не могу найти, везде написано — 1 год.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Согласно п.25 Правил организации застройки (ссылка на сам документ внизу статьи):
      25. АПЗ и технические условия действуют в течение всего срока нормативной продолжительности строительства, утвержденного в составе проектной (проектно-сметной) документации.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным. Для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства или местную архитектуру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *