Получение архитектурно-планировочного задания

Одним из видов исходных материалов для разработки проектов строительства является архитектурно-планировочное задание (далее по тексту – АПЗ). Это следует из п.24 «Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства» (далее по тексту – Правила), утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 750, и введенными в действие с 1 марта 2016 года. Данный документ отменяет ранее действовавшие «Правила оформления и выдачи исходных материалов (данных) для проектирования, а также прохождения разрешительных процедур на строительство новых и изменение существующих объектов (зданий, сооружений, их комплексов и коммуникаций)», утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 293.

Определение АПЗ дано в п.49 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее по тексту ЗРК «Об АГСД»):
архитектурно-планировочное задание — комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению объекта на конкретном земельном участке (площадке, трассе), а также обязательные требования, условия и ограничения к проектированию и строительству, устанавливаемые в соответствии с градостроительными регламентами для данного населенного пункта. При этом допускается установление требований по цветовому решению и использованию материалов отделки фасадов зданий (сооружений), объемно-пространственному решению в соответствии с эскизами (эскизными проектами), предоставляемыми заказчиком (застройщиком, инвестором);

Рассмотрим подробно процесс получения АПЗ, регламентированный Правилами.

Согласно Правилам, регламентируется процесс получения АПЗ в двух случаях:
— при новом строительстве;
— при реконструкции, переоборудовании, перепланировке.

Сначала рассмотрим процедуру получения АПЗ при новом строительстве.

Согласно п.31 Правил, заявление о предоставлении АПЗ при новом строительстве подается по утвержденной форме (приложение №1 к Правилам) в адрес структурного подразделения местных исполнительных органов (далее по тексту – МИО), осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства посредством веб-портала «электронного правительства» или Государственной корпорации с приложением:
1) утвержденного задания на проектирование;
2) правоустанавливающего документа на земельный участок;
3) опросного листа для технических условий (приложение №2 к Правилам);
4) топографической съемки;
5) для физических лиц – документа, удостоверяющего личность.
Если заявление подается уполномоченным представителем: юридического лица – по документу, подтверждающему полномочия; физического лица – по нотариально заверенной доверенности.
Истребование документов, не предусмотренных п.31 Правил, для получения АПЗ не допускается.
Государственная корпорация принимает заявление посредством информационной системы и направляет его в структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства.
Согласно п.33 Правил, в случае несоответствия планируемого строительства утвержденному проекту детальной планировки, структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подачи заявления направляет заявителю мотивированный отказ посредством веб-портала «электронного правительства» либо Государственной корпорации. В таком случае к заявлению прилагается выкопировка из проекта детальной планировки района застройки.
В случае соответствия планируемого строительства утвержденному проекту детальной планировки, структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, подготавливает АПЗ и другие исходные материалы (согласно п.24 Правил).
Подготовленные материалы и документы структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, направляет в Государственную корпорацию или размещает на веб-портале «электронного правительства».
Государственная корпорация, если заявитель обращался через нее за получением АПЗ, выдает полученные от МИО АПЗ и другие исходные данные заявителю.
Сроки рассмотрения заявления на выдачу АПЗ и других исходных данных для нового строительства, согласно п.36 Правил, составляют:
— по проектам технически и (или) технологически несложных объектов не более 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней;
— по проектам технически и (или) технологически сложных объектов не более 17 (семнадцати) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней.
В случае получения отказа заявитель после устранения замечаний структурного подразделения МИО, осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства, повторно подает заявление в Государственную корпорацию.
В таком случае повторный отказ по основаниям, которые могли, но не были указаны ранее, не допускается.

Теперь рассмотрим процедуру получения АПЗ при реконструкции, переоборудовании, перепланировке.

В первую очередь хотелось бы, привести несколько определений, согласно п.4 Правил:
— переоборудование – изменение помещения (помещений), как правило, связанное с изменением его (их) функционального назначения, полной или частичной заменой внутренней системы технологического и (или) инженерного оборудования, необходимого для жизнеобеспечения, эксплуатации, выпуска какой-либо продукции, оказания услуг и тому подобное;
— перепланировка – изменение планировки помещения (помещений), сопряженное с изменением границ этого помещения (этих помещений);
— реконструкция – изменение отдельных помещений, иных частей здания или здания в целом, как правило, связанное с необходимостью обновления и модернизации изменяемого объекта;
— технический проект – вид предпроектной документации, разрабатываемый в целях проведения реконструкции, перепланировки, переоборудования помещений (отдельных частей) существующих зданий (сооружений);

Согласно п.50 Правил, заявление для получения исходных материалов и разрешительных документов для реконструкции (перепланировки, переоборудования) помещений (отдельных частей) существующих зданий подается в адрес МИО посредством веб-портала «электронного правительства» или Государственной корпорации с приложением:
1) утвержденного задания на проектирование;
2) копий документов, удостоверяющих право собственности заявителя на изменяемый объект, с представлением подлинников для сверки государственным органом, рассматривающим заявление, подлинности документов, либо его нотариально засвидетельствованная копия;
3) письменного согласия собственника (сособственников) объекта на намечаемое изменение и его параметры;
4) нотариально засвидетельствованного письменного согласия собственников других помещений (частей дома), смежных с изменяемыми помещениями (частями дома), в случае, если планируемые реконструкции (перепланировки, переоборудование) помещений (частей жилого дома) или перенос границ помещений затрагивают их интересы;
5) копии технического паспорта изменяемого помещения (оригинал предоставляется для сверки);
6) технического проекта;
7) опросного листа и топографической съемки (при необходимости в дополнительном подключении к источникам инженерного и коммунального обеспечения и/или увеличении нагрузок);
8) копий правоустанавливающих документов на земельный участок (если реконструкция предусматривает дополнительный отвод (прирезку) земельного участка) (оригинал предоставляется для сверки);
9) документа, удостоверяющего личность.
Если заявление подается уполномоченным представителем: юридического лица – по документу, подтверждающему полномочия; физического лица – по нотариально заверенной доверенности.
Согласно п.51 Правил, при перепланировке помещений не требуется получение АПЗ.
Структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства подготавливает АПЗ.
Срок рассмотрения заявления на получение АПЗ при реконструкции и переоборудовании помещений не более 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней, согласно п.53 Правил.
В мотивированном отказе указываются причины и конкретные замечания для устранения. Основаниями для отказа являются:
— отклонения от комплекса требований к назначению помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений, а также требований государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства;
— изменения, приводящие к потере несущей способности конструкций помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений.
Заказчик, после устранения замечаний повторно подает заявление.
Последующий отказ не выдается по основаниям, которые могли, но не были указаны ранее.
Структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, после рассмотрения представленных документов подготавливает решение МИО о реконструкции (перепланировке, переоборудовании) и направляет документы в Государственную корпорацию для выдачи заявителю либо размещает на веб-портале «электронного правительства».
Государственная корпорация, если заявитель обращался через нее за получением АПЗ, выдает заявителю следующие документы:
1) решение МИО о реконструкции (перепланировке, переоборудовании);
2) АПЗ.

Также в Правилах приводится форма заявления на получение АПЗ и других исходных материалов, а также форма самого АПЗ.

Процедуру получения АПЗ, как государственной услуги, регламентирует  Стандарт государственной услуги «Выдача архитектурно-планировочного задания», утвержденный приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 257 , в который были внесены соответствующие изменения.


Материалы по данной теме:

Статья о Правилах организации застройки и прохождения разрешительных процедур.

276 комментариев на «Получение архитектурно-планировочного задания»

  1. Бахыт говорит:

    Добрый день,

    Квартиру приобретали в свободной планировке 4 года назад. В этом году сделали перепланировку квартиры, после этого через ЦОН вызвали техника, после которого выдали новый тех паспорт. на этом застряли.
    Теперь вопрос нужно ли получать АПЗ для того чтобы получить «Разрешение на перепланирование» так как мы когда делали перепланировку не трогали несущие стены а только с гипсокартона подняли перегородки?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      По-моему мнению, данный вопрос регламентирует параграф 5 раздела 3 Правил прохождения разрешительных процедур (ссылка на сам документ внизу статьи) — прочитайте его внимательно. Там сказано что АПЗ при обычной перепланировке (без нарушения несущих конструкций, изменения инженерных коммуникаций, и т.п.) не требуется, нужно получать только «Решение местных исполнительных органов о перепланировке». У Вас только одна проблема — Вы сначала сделали перепланировку, а потом получаете разрешение на нее, а нужно наоборот. Могут выписать штраф.
      Это мое мнение, оно может быть ошибочным.

  2. Вероника говорит:

    Здравствуйте. Скажите пожалуйста, мне архитектура согласовала проект перепланировки нежилого помещения под квартиру, присвоили приказом новый квартирный номер и выдали тех.паспорт уже квартирный. При этом никто не спрашивал про АПЗ. Нужно ли было получить АПЗ до согласования проекта? Просто когда я пришла в архитектуру, мне сказали начать сразу с проекта. По сути там все коммуникации уже были подведены, и в проекте перепланировки только межкомнатные перегородки

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      По-моему мнению, АПЗ в Вашем случае нужно, т.к. у Вас не просто перепланировка, а переоборудование, т.е. изменение функционального назначения объекта. АПЗ не требуется при обычной перепланировке. Это прописано в параграфе 5 раздела 3 Правил прохождения разрешительных процедур (ссылка на сам документ внизу статьи). Рекомендую почитать этот параграф, там много интересного.
      Задайте этот вопрос в своей архитектуре — может быть и не нужно именно в Вашем случае получать АПЗ, каждая архитектура имеет свое видение этого процесса.

  3. Даурен говорит:

    Здравствуйте!
    Задача: на действующем промышленном предприятии установить дополнительные единицы технологического оборудования (маслоулавливатель и перистатический насос) вблизи существующего открытого отстойника, а также прокладка нового внутриплощадочного трубопровода.
    Вопросы:
    1. требуется ли получение АПЗ?!;
    2. кто подает заявку — заказчик или проектировщик?!.

    Спасибо!

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      1. Мне кажется что АПЗ нужно в данном случае, так как предполагается выполнение СМР.
      2. АПЗ запрашивает и получает заказчик. Иногда заказчик поручает кому-либо заниматься этим вопросом, выписав этому лицу доверенность на осуществление этих действий.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться с этим вопросом в Комитет по делам строительства.

  4. Габит говорит:

    Добрый день! Частный дом,3-х уровневый. Правоустанавливающие документы легализованы в 2015году.
    1.При оформление залога банк потребовал узаконить подкрышное пространство как мансарда,хотя там никаких работ не производилось.Насколько это будет правомерно?
    2.Есть еще незаконченное строение на участке-баня и летняя кухня.Только черновые работы.Хотел узаконить.Недавно вышел приказ http://mid.gov.kz/ru/pages/ob-utverzhdenii-pravil-priemki-postroennogo-obekta-v-ekspluataciyu-sobstvennikom-2 по упрощению узаконения таких построек.
    Какие шаги с моей стороны нужны для узаконения постройки?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      В каком населенном пункте Ваш объект?

      • Габит говорит:

        Алматинская обл.Илийский район.с.Ынтымак

        • Бастық говорит:

          Добрый день!


          Данный документ описывает самостоятельную приемку собственником построенного объекта, однако согласно п.3 статьи 74 Закона, самостоятельная приемка объектов в эксплуатацию невозможна в сейсмических районах. Ваш район сейсмичный, поэтому Вы должны принимать в эксплуатацию объект в общем порядке — согласно статьям 73 и 75 Закона. Для этого нужны: АПЗ, проект, экспертиза, уведомление ГАСК о начале СМР, строительство силами лицензированного подрядчика, с участием авторского надзора и технадзора.
          Банк требует документы на мансарду скорее всего потому, что ее нет в Ваших правоустанавливающих документах, хотя она должна быть там, если это действительно мансарда.
          Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться с этим вопросом в Комитет по делам строительства.

  5. Сабит говорит:

    Здравствуйте!
    У меня вопрос такой, нужно ли получить АПЗ для проектирование капитального ремонта общежитья? Если не нужно как обосновать?
    Заранее спасибо.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      По-моему мнению, на капитальный ремонт АПЗ нужно — это вытекает из определения термина строительства, приведенного в Правилах организации застройки (ссылка на сам документ внизу статьи), которые определяют порядок получения АПЗ.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства или местную архитектуру.

  6. Марат говорит:

    Здравствуйте!
    Подскажите дальнейшии мои шаги при реконструкции здании (юр.лицо):
    1. Приказ получил от архитектуры;
    2. На АПЗ подал, получу через 15 р.д., а потом??????

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      После получения АПЗ, как я понимаю, нужно разрабатывать проект, получать заключение экспертизы на него, выбирать подрядчика по СМР, уведомлять ГАСК о начале СМР, проводить строительство (реконструкцию), вводить объект в эксплуатацию.


      Этот порядок прописан в статье 68 Закона и Правилах организации застройки (ссылка на сам документ внизу статьи).
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства.

  7. Арман говорит:

    Здравствуйте!
    Хотел узнать про ИЖС и ЛПХ. Тоисть можно ли строить дом на ЛПХ, можете что-то посоветовать.
    Большое спасибо.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      По-моему мнению можно — это прописано в статье 102 Земельного кодекса.
      Главное здесь, опять же по-моему, понимать, что раз целевое назначение участка ЛПХ, то и владелец участка должен этим заниматься — выращивать что-то на своем участке, иначе местный акимат может начать принудительное изъятие этого земельного участка — согласно статей 92, 93, 94 Земельного кодекса.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться с этим вопросом в местный отдел земельных отношений или Комитет по управлению земельными ресурсами при Минсельхозе.

  8. Арман говорит:

    Здравствуйте!
    С праздником Вас.
    У меня вопрос такой, можно ли внести коррективы в выдаваемый АПЗ до его выдачи, или после его получения и как? И второе, содержанием АПЗ занимается районный архитектор того района куда она выдается?
    Заранее спасибо.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Я не знаю точного ответа на Ваш вопрос (можно ли внести изменения в АПЗ).
      Так как выдачей АПЗ занимаются:
      — если Ваш объект на территории какого-либо района области или города областного значения, то выдачей АПЗ занимается отдел архитектуры местного района или городского акимата;
      — если Ваш объект в Астане или в Алматы, то в Управлениях архитектуры и градостроительства Астаны и Алматы этих городов есть специальный отдел, который занимается выдачей АПЗ.
      Советую позвонить туда, там Вам должны ответить на Ваш вопрос о возможности внесении изменений в АПЗ.

  9. Даулет говорит:

    Здраствуйте подскажите : подал заявку по перепланеровке жилого дома в архитектурный В заявлении сказали не ставить дату подачи теперь не могу получит от них ответа .. скажите это они правельно принесли у меня заявку ? И должны ли мне дать расписку о принятие заявления в день подачи ? Заранее спасибо !

    • Бастық говорит:


      Добрый день!
      По-моему мнению, Ваша местная архитектура поступила неправильно — дата приема документов ставиться всегда обязательно, а также выдается расписка о получении от Вас документов с указанием срока получения госуслуги.
      Получение данной государственной услуги описано в либо в этом Стандарте либо в этом Стандарте, почитайте его — многое прояснится. Вообще можно обращаться за этой госуслугой не в архитектуру (как поступили Вы), а в местный ЦОН, или вообще через портал egov.kz.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться с этим вопросом в Комитет по делам строительства.

  10. Алтынкуль говорит:

    Здравствуйте, а можете ответить на мой вопрос. Я владею продуктовым магазином и собираюсь построить второй этаж, какие документы мне нужно? Обязательно ли мне нужно получить АПЗ? и на каком основании мне могут отказать в строительстве.

    • Бастық говорит:


      Добрый день!
      По-моему мнению, Вам АПЗ получать нужно обязательно — почитайте параграф 5 раздела 3 Правил организации застройки (ссылка на сам документ внизу статьи).
      Отказать Вам могут по многим причинам (их все перечислять не имеет смысла, легче просто сдать документы на АПЗ), к тому же Вы сами можете, даже получив АПЗ, отказаться от такого строительства — проектные решения могут быть сильно дороги в реализации, если, допустим, нужно будет проводить усиление фундамента и несущих конструкций первого этажа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *