Одним из видов исходных материалов для разработки проектов строительства является архитектурно-планировочное задание (далее по тексту – АПЗ). Это следует из п.24 «Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства» (далее по тексту – Правила), утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 750, и введенными в действие с 1 марта 2016 года. Данный документ отменяет ранее действовавшие «Правила оформления и выдачи исходных материалов (данных) для проектирования, а также прохождения разрешительных процедур на строительство новых и изменение существующих объектов (зданий, сооружений, их комплексов и коммуникаций)», утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 293.
Определение АПЗ дано в п.49 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее по тексту ЗРК «Об АГСД»):
архитектурно-планировочное задание — комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению объекта на конкретном земельном участке (площадке, трассе), а также обязательные требования, условия и ограничения к проектированию и строительству, устанавливаемые в соответствии с градостроительными регламентами для данного населенного пункта. При этом допускается установление требований по цветовому решению и использованию материалов отделки фасадов зданий (сооружений), объемно-пространственному решению в соответствии с эскизами (эскизными проектами), предоставляемыми заказчиком (застройщиком, инвестором);
Рассмотрим подробно процесс получения АПЗ, регламентированный Правилами.
Согласно Правилам, регламентируется процесс получения АПЗ в двух случаях:
— при новом строительстве;
— при реконструкции, переоборудовании, перепланировке.
Сначала рассмотрим процедуру получения АПЗ при новом строительстве.
Согласно п.31 Правил, заявление о предоставлении АПЗ при новом строительстве подается по утвержденной форме (приложение №1 к Правилам) в адрес структурного подразделения местных исполнительных органов (далее по тексту – МИО), осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства посредством веб-портала «электронного правительства» или Государственной корпорации с приложением:
1) утвержденного задания на проектирование;
2) правоустанавливающего документа на земельный участок;
3) опросного листа для технических условий (приложение №2 к Правилам);
4) топографической съемки;
5) для физических лиц – документа, удостоверяющего личность.
Если заявление подается уполномоченным представителем: юридического лица – по документу, подтверждающему полномочия; физического лица – по нотариально заверенной доверенности.
Истребование документов, не предусмотренных п.31 Правил, для получения АПЗ не допускается.
Государственная корпорация принимает заявление посредством информационной системы и направляет его в структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства.
Согласно п.33 Правил, в случае несоответствия планируемого строительства утвержденному проекту детальной планировки, структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подачи заявления направляет заявителю мотивированный отказ посредством веб-портала «электронного правительства» либо Государственной корпорации. В таком случае к заявлению прилагается выкопировка из проекта детальной планировки района застройки.
В случае соответствия планируемого строительства утвержденному проекту детальной планировки, структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, подготавливает АПЗ и другие исходные материалы (согласно п.24 Правил).
Подготовленные материалы и документы структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, направляет в Государственную корпорацию или размещает на веб-портале «электронного правительства».
Государственная корпорация, если заявитель обращался через нее за получением АПЗ, выдает полученные от МИО АПЗ и другие исходные данные заявителю.
Сроки рассмотрения заявления на выдачу АПЗ и других исходных данных для нового строительства, согласно п.36 Правил, составляют:
— по проектам технически и (или) технологически несложных объектов не более 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней;
— по проектам технически и (или) технологически сложных объектов не более 17 (семнадцати) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней.
В случае получения отказа заявитель после устранения замечаний структурного подразделения МИО, осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства, повторно подает заявление в Государственную корпорацию.
В таком случае повторный отказ по основаниям, которые могли, но не были указаны ранее, не допускается.
Теперь рассмотрим процедуру получения АПЗ при реконструкции, переоборудовании, перепланировке.
В первую очередь хотелось бы, привести несколько определений, согласно п.4 Правил:
— переоборудование – изменение помещения (помещений), как правило, связанное с изменением его (их) функционального назначения, полной или частичной заменой внутренней системы технологического и (или) инженерного оборудования, необходимого для жизнеобеспечения, эксплуатации, выпуска какой-либо продукции, оказания услуг и тому подобное;
— перепланировка – изменение планировки помещения (помещений), сопряженное с изменением границ этого помещения (этих помещений);
— реконструкция – изменение отдельных помещений, иных частей здания или здания в целом, как правило, связанное с необходимостью обновления и модернизации изменяемого объекта;
— технический проект – вид предпроектной документации, разрабатываемый в целях проведения реконструкции, перепланировки, переоборудования помещений (отдельных частей) существующих зданий (сооружений);
Согласно п.50 Правил, заявление для получения исходных материалов и разрешительных документов для реконструкции (перепланировки, переоборудования) помещений (отдельных частей) существующих зданий подается в адрес МИО посредством веб-портала «электронного правительства» или Государственной корпорации с приложением:
1) утвержденного задания на проектирование;
2) копий документов, удостоверяющих право собственности заявителя на изменяемый объект, с представлением подлинников для сверки государственным органом, рассматривающим заявление, подлинности документов, либо его нотариально засвидетельствованная копия;
3) письменного согласия собственника (сособственников) объекта на намечаемое изменение и его параметры;
4) нотариально засвидетельствованного письменного согласия собственников других помещений (частей дома), смежных с изменяемыми помещениями (частями дома), в случае, если планируемые реконструкции (перепланировки, переоборудование) помещений (частей жилого дома) или перенос границ помещений затрагивают их интересы;
5) копии технического паспорта изменяемого помещения (оригинал предоставляется для сверки);
6) технического проекта;
7) опросного листа и топографической съемки (при необходимости в дополнительном подключении к источникам инженерного и коммунального обеспечения и/или увеличении нагрузок);
8) копий правоустанавливающих документов на земельный участок (если реконструкция предусматривает дополнительный отвод (прирезку) земельного участка) (оригинал предоставляется для сверки);
9) документа, удостоверяющего личность.
Если заявление подается уполномоченным представителем: юридического лица – по документу, подтверждающему полномочия; физического лица – по нотариально заверенной доверенности.
Согласно п.51 Правил, при перепланировке помещений не требуется получение АПЗ.
Структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства подготавливает АПЗ.
Срок рассмотрения заявления на получение АПЗ при реконструкции и переоборудовании помещений не более 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней, согласно п.53 Правил.
В мотивированном отказе указываются причины и конкретные замечания для устранения. Основаниями для отказа являются:
— отклонения от комплекса требований к назначению помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений, а также требований государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства;
— изменения, приводящие к потере несущей способности конструкций помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений.
Заказчик, после устранения замечаний повторно подает заявление.
Последующий отказ не выдается по основаниям, которые могли, но не были указаны ранее.
Структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, после рассмотрения представленных документов подготавливает решение МИО о реконструкции (перепланировке, переоборудовании) и направляет документы в Государственную корпорацию для выдачи заявителю либо размещает на веб-портале «электронного правительства».
Государственная корпорация, если заявитель обращался через нее за получением АПЗ, выдает заявителю следующие документы:
1) решение МИО о реконструкции (перепланировке, переоборудовании);
2) АПЗ.
Также в Правилах приводится форма заявления на получение АПЗ и других исходных материалов, а также форма самого АПЗ.
Процедуру получения АПЗ, как государственной услуги, регламентирует Стандарт государственной услуги «Выдача архитектурно-планировочного задания», утвержденный приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 257 , в который были внесены соответствующие изменения.
Материалы по данной теме:
Статья о Правилах организации застройки и прохождения разрешительных процедур.
Добрый день. Прошу сообщить требуется ли апз на установку витража из легких конструкции во временное землепользование.
Добрый день!
Я немного не понял что у Вас конкретно за объект (назначение, габариты), где Вы его будете строить (населенный пункт — название, вне населенного пункта) — расскажите поподробнее, пожалуйста.
Здравствуйте. У меня имеется медценр. Медцентр расположен на 1 этаже 5 этажного жилого дома. Штобы открыть аптеку мы получили доп.отвод. Доп.отвод выдали под установку витража. Для установки витража требуется ли АПЗ? Спасибо.
Добрый день!
По-моему мнению, в Вашем случае АПЗ нужно, т.к. Ваш пристройка (витраж) влияет на вид фасада всего 5-этажного здания. В АПЗ архитектура может прописать дизайн Вашей пристройки, ее цвет и т.п.
Здраствуйте! Нужно ли получать АПЗ при капитальном ремонте каркаса обслуживающей площадки расположенной внутри действующего цеха. В капремонт входят восстановление отдельных частей каркаса металлоконструкции и антикоррозийная защита.
Добрый день!
Выскажу свое мнение.
Я думаю, что в Вашем случае АПЗ не нужно, т.к. Ваши работы не попадают под определение АПЗ, пп.49 статьи 1 Закона:
49) архитектурно-планировочное задание — комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению объекта на конкретном земельном участке (площадке, трассе), а также обязательные требования, условия и ограничения к проектированию и строительству, устанавливаемые в соответствии с градостроительными регламентами для данного населенного пункта. При этом допускается установление требований по цветовому решению и использованию материалов отделки фасадов зданий (сооружений), объемно-пространственному решению в соответствии с эскизами (эскизными проектами), предоставляемыми заказчиком (застройщиком, инвестором);
Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным. Для получения официального ответа рекомендую обратиться в местную архитектуру или в Комитет по делам строительства.
Здравствуйте, проконсультируйте пожалуйста — необходимо ли получение АПЗ при прокладке кабеля в существующей кабельной канализации АО «Казахтелеком»? Нам выдали ТУ на прокладку кабеля в существующей кабельной канализации, теперь еще требуют дополнительную документацию, в т.ч. АПЗ.
Я считаю — что это какие-то надуманные предлоги. По идее сама кабельная канализация уже является сооружением, которое скорее всего оформлено в соответствии со всеми требованиями. Мы же просто прокладываем в ней дополнительный кабель. Нового сооружения нет. Так?
Добрый день!
У меня есть ссылки на аналогичные вопросы, заданные уполномоченному органу. Ответы прямо противоположные. Ссылка №1 и ссылка №2.
Своего мнения у меня пока нет — не сталкивался с подобным.
Добрый день!
Я из г.Алматы, только сегодня была в цоне, чтобы узнать о разрешительных процедурах до начала строительства ижд.
Выдали заявление, задание на проектирование и опросный лист. Далее сказали все это заполнить и принести вместе с копиями провоустаналивающих документов на землю. Далее получив АПЗ сдаю эскизный проект и после его согласования получаю талон-разрешение на строительтво.
Вопросы:
1) на сайте http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500011018#z45 сказано, что для получения архитектурно-планировочного задания и ТУ необходимы заявление, задание на проектирование, опросный лист и копии провоустаналивающих документов на землю. А для получения исходных материалов на новое строительство — то же самое, только еще топосъемка.
Не понятно в чем разница АПЗ и ТУ от исходных материалов на новое строительство? И нужна ли все таки топосъемка?
2) Также в цоне не смогли разъяснить необходимость прохождения экспертизы РП и КЖ. Сказали не надо, но я помню, что раньше это требовалось. Также слышала, что с июня этого года хотели упрощять общую разрешительную процедуру до начала строительства.
Это ли уже упрощенная схема?
Заранее спасибо!
Добрый день!
Выскажу свое мнение.
1. Как я понял, Вам нужно получить Пакет №1 (АПЗ и ТУ) — смотри п.31-1 и приложение 1 к Правилам организации застройки (ссылка на сам документ внизу статьи). Пакет №2 (исходные данные в полном объеме), по-моему мнению, нужны для крупных объектов (жилые комплексы, автодорожные развязки, и т.п.), которым нужны существующие вертикальные отметки, поперечные профили дорог и улиц и т.п.
2. Если у Вас объект ИЖС не более 2 этажей, то экспертиза не нужна, да и проект не нужен — достаточно эскиза. Если этажность три и более, то т.к. у Вас сейсмический район, нужен проект, экспертиза, авторский и технический надзор при строительстве. Это (отсутствие необходимости в проекте) прописано в п.2 статьи 60 Закона. Эти изменения в законодательстве вступили в силу около месяца назад.
Так что, по-моему мнению, в ЦОНе Вам все правильно сказали.
Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным. Для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства.
Вы очень помогли, спасибо!
Забыла задать третий нескромный вопрос — есть ли у вас/где-нибудь пример заполнения опросного листа?
Добрый день!
К сожалению, у меня нет образца заполнения опросного листа — под каждый объект свои требования. Некоторым застройщикам вообще опросной лист не нужен — они строят дом на участке где подведены коммуникации, которые им нужны.
По-моему мнению, Вам нужно сначала определиться с тем какие инженерные коммуникации Вы будете подключать — не всем нужна телефония, теплоснабжение, газоснабжение, т.е. эти разделы опросного листа просто заполнять не придется. Затем уже заполнять опросной лист.
Добрый день!
Вопрос: Может ли Заказчик поручить получение АПЗ Подрядчику? Требуется ли для этого наличие лицензии у Подрядчика?
Спасибо.
Добрый день!
Выскажу свое мнение.
Заказчик может поручить получение АПЗ кому угодно, выдав доверенность на это. Лицензия на это не нужна, т.к. процесс получения АПЗ это не проектирование и не СМР.
Для получения официального ответа на этот вопрос рекомендую задать его в местную архитектуру или в Комитет по делам строительства.
Здравствуйте
Архитектура Жылыойского района по г.Кульсары
Атырауской области
требует топосьемку ссылаясь на Правила при получении АПЗ
Однако нам необходимо согласие на установление охранной зоны на линии электропередачи уже построенной в 1977 году
Подскажите правомерно ли их требование
Добрый день!
Я сам не сталкивался с охранными зонами ВЛ, но как я понял, они устанавливаются отдельным документом — Правилами установления охранных зон объектов электрических сетей. Зачем их согласовывать с архитектурой, если они (охранные зоны) будут в любом случае?
И я такого же мнения
уже построенный объект ЛЭП
на него нужно установить охранную зону
Аким г.Кульсары отписал в архитектуру письмо-ходатайство об установлении охранной зоны на согласование
хотя постановление акимата необходимо вынести без заключения комиссии и акта выбора земельного участка
Мы даже получили согласование жителей участки которых попадают в охранную зону
Добрый день!
К сожалению, ничем больше не помогу — не сталкивался с такой проблемой.
Здравствуйте!!! Мой вопрос такой. Мене чтобы получить санитарно – эпидемиологическое заключение на рентген кабинет от СЭС, нужно заключение на рабочий проект от частной экспертизы. На руках имеется АПЗ (перепланировка жилого дома с переоборудованием на медицинский центр) в нем написано, что заключение экспертизы по проекту не требуется. Могу ли я сделать рабочий проект на перепланировку помещение под рентген кабинет, получит заключение от частной экспертизы.
Добрый день!
Выскажу свое личное мнение. Согласно статье п.4 64-1 Закона — по объектам строительства, по которым экспертиза проекта не обязательна, экспертиза может проводиться только по усмотрению заказчика.
То есть Вы вполне имеете право отдать свой проект в аккредитованную экспертную организацию для проведения экспертизы — экспертную организацию Вы можете выбрать самостоятельно из Реестра.
Добрый день!
Компания планирует построить паркинг на своей территорий. Подскажите какие документы требуются для начало проектирования? Тех. условия получены.
1) в ЦОНе говорят, что не нужно решение МИО — Акима города о строительстве. по их словам: необходимо согласовать эскизный проект с архитектором. Потом с этим согласованным эскизным проектом и с заданием на проектирование подать документы для получения АПЗ. А решение о строительстве отменили по их словам.
Правильно ли? подскажите.
Добрый день!
Вопросы для уточнения:
1. В каком населенном пункте РК Ваш объект строительства?
2. Что собой будет представлять этот паркинг — многоярусный паркинг, а может просто площадка с разметкой?
3. На какое количество машино-мест паркинг?
в г.Атырау, многоуровневый паркинг на 155 машино/мест с помещениями для архива.
Добрый день!
Выскажу свое мнение.
При новом строительстве, согласно Правил прохождения разрешительных процедур (ссылка на сам документ внизу статьи), действительно НЕ получается разрешение на строительство.
Сначала заказчик получает в местной архитектуре исходные данные — АПЗ, технические условия, и т.п. Далее он на основании исходных данных разрабатывает эскизный проект нового объекта (например, в АПЗ могут быть прописаны какие-то специальные требования, которые нужно будет учесть при разработке эскизного проекта) и также согласовывает его в архитектуре.
Почитайте Правила прохождения разрешительных процедур и обязательно посмотрите приложения — многие Ваши вопросы отпадут.
Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным. Для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства или в местную архитектуру.
Здравствуйте, мы хотим реконструировать (расширение ) функционирующего склада ГСМ . Обратились к проектировщикам , а они говорят, — есть ли заключение: экологов, ЧС и местной власти на (реконструкцию) расширение склада ГСМ , склад ведь действуюшии, подскажите пожалуйста (ссылки) на действующии нормативный документ — нужно или нет заключения (соглосования?) . Спасибо.
Добрый день!
Согласно п.55 Правил прохождения разрешения разрешительных процедур (ссылка на сам документ внизу статьи), архитектура выдает заявителю:
1. решение МИО о реконструкции;
2. АПЗ;
Я думаю, что этих документов будет достаточно. Остальные согласования будут получаться в процессе проектирования и экспертизы.
Это мое личное мнение. Для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства или местную архитектуру.
Здравствуйте !Наше предприятие хочет построить крытый асфальтированный навес для 18 единиц автотранспорта на территории управления .Нужно ли АПЗ?
Добрый день!
По-моему мнению, в Вашем случае АПЗ требуется — так как в Правилах проведения разрешительных процедур (ссылка на сам документ внизу статьи) не сказано иное. Если для каких-то объектов строительства АПЗ не требуется, то в Правилах об этом прямо сказано.
Самое правильное в Вашем случае — подать документы на АПЗ в архитектуру, если они посчитают, что АПЗ не требуется, то у Вас будет на руках официальный отказ госоргана.
Спасибо за пояснение ! С наступающим Вас!