Изменения в процессе приемки объектов в эксплуатацию

Источник: сайт «Zhobalau.kz»

30 декабря 2014 года в СМИ опубликован Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 269-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» (далее по тексту – Закон), который вступил в силу с 1 января 2015 года (некоторые части Закона вступают в силу в другое время).

Данным документом вводятся в действие существенные, можно сказать даже революционные, изменения в процесс приемки построенных объектов в эксплуатацию.

            С 1 января 2016 года в нашем законодательстве будут отсутствовать такие понятия как рабочая комиссия и приемочная комиссия, а процесс приемки объекта в эксплуатацию будет осуществляться только следующими сторонами (далее по тексту – Стороны):

заказчиком;

подрядчиком, который будет выдавать заказчику по окончании строительства декларацию о соответствии;

техническим надзором, который будет выдавать заказчику по окончании строительства заключение о качестве строительно-монтажных работ;

авторским надзором, который будет выдавать заказчику по окончании строительства заключение о соответствии выполненных работ проекту;

Формы данных документов представлены здесь и здесь.

Получается, что с 1 января 2016 года ни органы противопожарной службы, ни органы санитарно-эпидемиологического надзора, и т.п., ни даже местные исполнительные органы не будут участвовать в процессе приемки построенных объектов в эксплуатацию, а значит и не будут нести ответственность за проблемы, возникшие с объектом в процессе его дальнейшей эксплуатации. А как же органы государственного архитектурно-строительного контроля? Они также не будут прямо участвовать в процессе приемки, а только будут контролировать процесс строительства путем контроля лиц, осуществляющих технический надзор, а также реагировать на обращения Сторон о нарушениях в ходе строительства.

Вот как законодатель описал процесс приемки построенных объектов в эксплуатацию (с 1 января 2016 года):

Статья 73. Общие требования к порядку приемки и ввода объектов в эксплуатацию

1. Приемка построенных объектов регулируется Гражданским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.

2. Приемка и ввод в эксплуатацию построенного объекта производятся заказчиком при его полной готовности в соответствии с утвержденным проектом и наличии декларации о соответствии, заключений о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ утвержденному проекту.

При этом полная готовность построенного объекта определяется в соответствии с правилами организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства.

В отдельных случаях, предусмотренных статьей 74 настоящего Закона, приемка в эксплуатацию построенного объекта производится собственником (заказчиком, инвестором, застройщиком) самостоятельно.

3. При приемке и вводе в эксплуатацию незаконченных строительством объектов участники строительства несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

4. Приемка построенного объекта в эксплуатацию оформляется актом.

Акт приемки построенного объекта в эксплуатацию подлежит утверждению.

Утверждение акта приемки производится заказчиком.

Датой ввода в эксплуатацию объекта считается дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию заказчиком.

5. Акт приемки построенного объекта в эксплуатацию подписывается заказчиком, подрядчиком (генеральным подрядчиком), лицами, осуществляющими технический и авторский надзоры, на основании декларации о соответствии и заключений о соответствии выполненных работ проекту и качестве строительно-монтажных работ.

В случае приемки объекта в эксплуатацию с нарушениями и строительными недоделками участники приемки объекта в эксплуатацию несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

6. В обязанности участников приемки объекта в эксплуатацию входят:

1) установление и документальное подтверждение готовности законченного строительством объекта;

2) оценка соответствия выполненных строительно-монтажных работ и смонтированного технологического, инженерного или иного оборудования утвержденной в установленном порядке проектной (проектно-сметной) документации, нормативным требованиям (условиям, ограничениям);

3) установление действий исполнителя работ по соблюдению нормативных требований утвержденного проекта либо по наличию отклонений и согласование их в установленном государственными нормативами порядке;

4) установление соответствия вводимой в действие мощности (вместимости, пропускной способности) объекта утвержденным в проекте показателям;

5) оценка прогрессивности архитектурно-строительных, инженерных и технологических решений, а также объекта в целом;

6) проведение контрольного опробования и испытаний смонтированного технологического оборудования и инженерных систем;

7) в случае непригодности объекта к эксплуатации представление заказчику соответствующего мотивированного заключения.

7. Эксплуатация построенного объекта без утвержденного акта приемки объекта в эксплуатацию не допускается.

8. Основанием для регистрации объекта в государственном органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество, является утвержденный акт приемки объекта в эксплуатацию, зарегистрированный в структурных подразделениях соответствующих местных исполнительных органов, осуществляющих функции в области архитектуры и градостроительства.

Статья 75. Порядок приемки объектов в эксплуатацию

1. Приемка объекта от подрядчика (генерального подрядчика) осуществляется заказчиком совместно с техническим и авторским надзорами.

2. После получения от подрядчика (генерального подрядчика) письменного извещения о готовности объекта к приемке в эксплуатацию заказчик осуществляет приемку объекта в эксплуатацию.

3. Со дня получения извещения от подрядчика (генерального подрядчика) о готовности объекта заказчик запрашивает у подрядчика (генерального подрядчика) и лиц, осуществляющих технический и авторский надзоры, декларацию о соответствии, заключения о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ проекту.

Подрядчик (генеральный подрядчик) и лица, осуществляющие технический и авторский надзоры, в течение трех рабочих дней со дня получения запроса от заказчика представляют декларацию о соответствии, заключения о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ проекту либо отрицательные заключения.

Заключение авторского надзора о соответствии выполненных работ проекту является основанием для обеспечения поставщиками услуг по инженерному и коммунальному обеспечению доступа к оказываемым ими услугам в соответствии с ранее выданными техническими условиями при проектировании объекта, если это не противоречит действующим нормам и правилам.

4. Заказчик на основании декларации о соответствии, заключений о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ проекту совместно с подрядчиком (генеральным подрядчиком), лицами, осуществляющими технический и авторский надзоры, обязан проверить исполнительную техническую документацию на предмет наличия и комплектности, осмотреть и принять объект в эксплуатацию по соответствующему акту.

5. В случае выявления нарушений утвержденных проектных решений и государственных (межгосударственных) нормативов, а также при наличии отрицательных заключений заказчик принимает объект в эксплуатацию после устранения подрядчиком (генеральным подрядчиком) нарушений.

При устранении выявленных нарушений приемка объекта в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.

6. Предоставление заказчику проектной (проектно-сметной) документации, декларации о соответствии, заключений о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ проекту не снимает с исполнителей подряда на проектные и строительно-монтажные работы, с лиц, осуществляющих технический и авторский надзоры, ответственности за выполненные работы при проектировании, строительстве, приемке и вводе объекта в эксплуатацию.

Также как и ранее, для незначительного, четко оговоренного круга объектов, осталась возможность приемки объектов в эксплуатацию собственником самостоятельно.

Статья 74. Объекты, принимаемые в эксплуатацию собственником самостоятельно

1. Собственник (заказчик, инвестор, застройщик) самостоятельно осуществляет приемку в эксплуатацию завершенных строительством технически несложных объектов, а именно:
1) реконструкцию посредством перепланировки помещений (отдельных частей) существующих зданий, не связанных с изменением несущих и ограждающих конструкций;
2) временные строения, включая бытовые помещения для сезонных работ и отгонного животноводства;
3) хозяйственно-бытовые постройки на территориях индивидуальных приусадебных участков, постройки на участках садовых и огороднических товариществ (обществ), элементы благоустройства на придомовых территориях или приусадебных (дачных) участках;
4) мобильные комплексы контейнерного и блочного исполнения, а также одноэтажные здания (сооружения) для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, возведенные из сборно-разборных конструкций и не требующие согласования с санитарно-эпидемиологическими службами;
5) автостоянки открытого типа при количестве автомашин не более пятидесяти единиц, а также гаражи с боксами не более чем на две автомашины;
6) строительство индивидуальных жилых домов, а также других строений, предназначенных для личного пользования граждан;
7) малые архитектурные формы и ограждение территорий;
8) открытые спортивные площадки, тротуары, мощения вокруг зданий (сооружений).

2. Нормы настоящей статьи не могут быть применены, если указанные в пункте 1 настоящей статьи изменения помещений (отдельных частей здания), а также строительство и эксплуатация перечисленных технически не сложных объектов ущемляют права других граждан либо противоречат государственным и (или) общественным интересам.

3. Нормы настоящей статьи также не распространяются на объекты:
1) строительство которых финансируется за счет государственных инвестиций либо с их участием;
2) располагаемые (расположенные) в районах повышенной сейсмической опасности либо с иными особыми геологическими (гидрогеологическими) или геотехническими условиями, а также в зонах особого регулирования, за исключением подпункта 1) пункта 1 настоящей статьи.

4. Порядок приемки, а также форма акта приемки построенного объекта в эксплуатацию собственником самостоятельно утверждаются уполномоченным органом, по делам архитектуры, градостроительства и строительства (ссылка в конце статьи).

5. Акт приемки построенного объекта в эксплуатацию собственником самостоятельно подлежит обязательной регистрации в местных исполнительных органах, осуществляющих функции в области архитектуры и градостроительства.

Статья 79. Ответственность участников сдачи и приемки в эксплуатацию построенных объектов

Участники сдачи и приемки в эксплуатацию построенных объектов, включая заказчиков (инвесторов, застройщиков), лиц, осуществляющих технический и авторский надзоры, ответственных исполнителей подряда на изыскательские, проектные, строительно-монтажные работы, изготовителей и поставщиков строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также службы оперативного надзора за ходом строительства и монтажа оборудования и другие участники несут установленную законами Республики Казахстан ответственность за угрозу жизни или здоровью граждан, а также ущерб (вред) государственным, общественным или частным интересам, нанесенный вследствие допущенных нарушений либо отклонений от обязательных нормативных требований (условий, ограничений).

Что из всего этого получится, покажет время, однако уже понятно, что с 1 января 2016 года процесс проведения авторского надзора, который в настоящее время проводится зачастую формально, выйдет на совершенно другой уровень – никто не захочет нести ответственность – как административную, так и уголовную, существенно усиленную также с 1 января 2015 года.


Также по данной теме:

Правила приемки объекта собственником самостоятельно и форма этого акта приемки — здесь.

Запись опубликована в рубрике Zhobalau.kz, Законодательство, Надзор. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

419 комментариев на «Изменения в процессе приемки объектов в эксплуатацию»

  1. Нурлан говорит:

    Какой срок ответственности технического надзора после ввода в эксплуатацию зданий и сооружений? К примеру минимальный гарантийный срок генерального подрядчика 2 года.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Выскажу свое мнение.
      Я не встречал в законодательстве понятия «гарантия технадзора». Технадзор несет административную и уголовную ответственность при наступлении по его вине общественно опасных последствий. Все остальное — в рамках договора между заказчиком и технадзором.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным. Для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства или местный ГАСК.

  2. Ернар говорит:

    Добрый день, подскажите Ваше мнение относительно следующей ситуации. Мы являемся госпредприятием. На момент сдачи объекта в приемку в 2009 году, все документы по нему были изъяты на то время финансовой полицией. В настоящее время найти их не удалось, они утеряны и восстановить их не представляется возможным (даже подрядчик, техназдор ликвидированы). Однако, объект так и не принят в эксплуатацию. Какой выход Вы можете подсказать? Большое спасибо

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Мне сложно что-то советовать, не зная ничего об объекте. Ваш вопрос, по-моему мнению, чисто юридический — поэтому советую нанимать юриста, специализирующегося в сфере строительства, пусть он, полностью вникнув в ситуацию, решает что делать. Я так понимаю, что придется изучить и собрать много документов, взять показания участников строительства, и т.п. Если объект действительно полностью готов к эксплуатации, возможно появиться возможность принять объект в эксплуатацию судебным решением. Это мое личное мнение.

  3. Ержан говорит:

    Добрый день! Я не могу разобраться как идет процесс регистраций акта приемки в эксплуатацию в архитектуре (какие документы нужны) магазина (пристроенный к жилому дому). Понадобится ли проект ?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Я полностью не понял Ваш вопрос — мне не понятно, что Вам конкретно не ясно. Почитайте главу 11 Закона, там подробно расписан этот процесс. Если останутся вопросы — задавайте.
      Что касается проекта — магазин Вы должны строить по проекту, который прошел экспертизу.

  4. Орал Караманов говорит:

    Здравствуйте! У меня такой вопрос. Мы реализуем проект Интеллектуальной транспортной системы г. Астаны, который включает в себя разные подсистемы, а также объекты. Например, в систему входят светофорные объекты, для которых устанавливаются транспортные детекторы и сети для программного их управления. При этом, включение каждого светофорного объекта в систему не зависит от остальных. Можем ли мы утверждать акт ввода в эксплуатацию для части уже построенных объектов, при том что для строительства оставшихся в настоящее время проблемы с финансированием. При этом, гарантийный срок на оборудование уже закончился и планируется их передача в коммунальную собственность для дальнейшего обслуживания.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Вы представитель заказчика?
      Вопрос Ваш сложный, в нем есть как организационные так и технические вопросы.
      Как мне кажется начать нужно с экспертизы проекта.
      Нужно смотреть заключение экспертизы на этот проект — какие там указаны годы реализации проекта, т.к. от этого зависят стоимостные показатели проекта; есть ли там разбивка на этапы реализации проекта, и т.д. Нужно проконсультироваться с экспертной организацией — можно ли сдавать данный объект поэтапно. Может быть придется пройти заново экспертизу и в новом заключении выделить этапы реализации проекта, либо вообще уменьшить количество объектов в системе до фактически построенных — при условии что система ИТС реально будет работать как ИТС с фактическим числом построенных объектов.
      В общем, с наскока такие вопросы не решаются — нужно полностью проанализировать текущую ситуацию, в том числе все разрешительные документы.

  5. Найман говорит:

    Добрый день! Можно ли ввести в эксплуатацию отдельные объекты с одного проекта, например: Строительство промбазы, в него входят (АБК, склады, здание котельной и.т.п)???

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Вопрос сложный, нужно знать конкретные условия объекта. По-моему личному мнению, в общем случае так делать нельзя.
      У вас сейчас согласно АПЗ, проекта, экспертизы проекта это единый комплекс, в котором все увязано согласно градостроительных, противопожарных, экологических и т.п. норм. Если Вы будет вводить в эксплуатацию, например, сначала АБК, то могут возникнуть следующие проблемы:
      1. какое-то время целевое назначение участка строительства буде не соответствовать возведенному объекту;
      2. какие-то инженерные коммуникации для АБК будут отсутствовать — например, часто источник электроснабжения промбазы расположен внутри промышленного объекта, АБК является второстепенным с точки зрения электроснабжения и поэтому запитывается от этого источника — при каких-то условиях источник питания может быть не построен, а АБК уже построен. То же самое касается и других источников или трасс инженерных коммуникаций;
      3. Часто на удаленных объектах возводятся пожарные резервуары — одни для промышленной зоны и АБК. То же может возникнуть вопрос с пожарной безопасностью — АБК есть, а резервуаров нет.
      4. Какие-то вопросы могут возникнуть и по экологическим и по санитарно-эпидемиологическим требованиям.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным. Для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства.

  6. Раушан говорит:

    Здравствуйте!
    Подскажите, пожалуйста, такая ситуация. Наша организация имеет в нескольких населенных пунктах метеостанции (это либо мобильный вагончик, либо отстроенный домик). В одном населенном пункте нам эта станция уже не нужна и мы хотим мобильный домик (вагончик) перенести в другой населенный пункт. Но предварительно нам необходимо сделать устройство фундамента, на который мы поставим вагончик. Либо установить какие-то бетонные блоки без земляных работ. Вагончик будет устанавливаться уже стационарно с подключением к электричеству и люди в нем будут работать круглый год. При устройстве фундамента нам нужно будет разработать ПСД, а если установить его на блоки, приобретя их как товар, в этом случае нужно ли будет разрабатывать ПСД и как это будет классифицироваться, как новое строительство и ввод в эксплуатацию каким образом будет осуществляться? Земля, на которой будет устанавливаться вагончик узаконена и на балансе нашей организации.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Выскажу свое мнение. Я думаю Вам в любом случае нужно разрабатывать ПСД и проходить на нее экспертизу. Фундамент, например, из блоков ФБС, является сборным, для него в любом случае нужно выполнять вертикальную планировку, гидроизоляцию, иногда делают незначительное заглубление этих блоков, должен быть выполнение раздел «Генеральный план и транспорт», где будут показаны «привязки» фундамента к базовым точкам территории — это влияет, в том числе, на пожаробезопасность, должен быть решен вопрос с подъездом автокрана и портала. Также нужно будет выполнить и другие разделы — «Электротехнические решения», например. Из личного опыта — даже для контейнеров без постоянного персонала, но удаленных от благ цивилизации, экспертиза требовала установку надворного туалета и умывальника.
      Без ПСД, как мне кажется, Вы не введете этот объект в эксплуатацию.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным. Для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства.

  7. Ирина говорит:

    Добрый день!
    Мы генпроектировщики, осуществляющие авторский надзор.
    У нас два отдельных проекта:
    — на строительство производственного задания;
    — на инженерные сети к этому зданию.
    Строительство производственного задания завершено, а на проект инженерных сетей даже не получено заключение Госэкспертизы.

    Согласно п. 78, раздела 6 «Приемка объектов завершенного строительства», «Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства» — объект построен,
    а согласно п.п. 6, п.6 статьи73 главы 11 закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», в обязанности участников приемки объекта в эксплуатацию входят — «проведение контрольного опробования и испытаний смонтированного технологического оборудования и инженерных систем» — которых еще нет.

    Вопрос: подписывается ли акт приемки объекта (производственного здания) в эксплуатацию без подключения ИКС???

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Уточняющий вопрос: в заключении экспертизы на само производственное здание что нибудь сказано об инженерных коммуникациях, которые проектируются отдельно? Может быть упомянуты какие-то гарантийные письма заказчика о выполнении ПСД на внешние инженерные коммуникации до начала СМР по зданию? Странно, что экспертиза вообще приняла на экспертизу проект без внешних коммуникаций.

  8. Манас говорит:

    Добрый день. Такой вопрос, по внутренним инженерным сетям, где можно посмотреть перечень необходимой исполнительной документации, которую должны предоставлять подрядчики Заказчику, и существуют ли такие акты как (Акт монтажа оборудования, Акт приема передачи под последующие работы, Акт приема передачи смонтированного оборудования в эксплуатацию).

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      По-моему мнению, в приложении Б СН РК 1.03-00-2011 представлен «Перечень документов, предъявляемых застройщиком при приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию» — наверное, это то, что Вам нужно.

  9. Ермек говорит:

    Добрый день! Подскажите пожалуйста следующее. Мы сдаем объект (теплотрасса). По проекту все работы выполнены в полном объеме, ни наш не отступили от проекта. Перед сдачей, Заказчик провел тех обследование независимой экспертной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Экспертная организация признала теплотрассу не пригодна к эксплуатации так как расчеты на стадии проектирования оказались неверные. Грубо говоря котельная при спроектированном диаметре трубы на конце не сможет подать нужный напор в конечной точке.
    Тех надзор на стадии строительства ни одного предписания не выдал, эксплуатирующая организация тоже не писала.
    Теперь Заказчик и Тех надзор не принимает наш объект и не подписывает акт ввода в эксплуатацию.
    Подскажите пожалуйста как быть в такой ситуации, может уже были такие случаи?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Выскажу свое личное мнение.
      Если все действительно как Вы написали, то налицо вина проектировщика и экспертной организации, проводившей экспертизу данного проекта. Однако, до принятия такого решения необходимо провести совещание с участием проектировщика, экспертной организации (которая проводила экспертизу проекта), заказчика, подрядчика, технадзора, на котором заказчик должен выразить свои сомнения по поводу принятых проектных решений и привести доказательства в виде нового экспертного заключения. А проектировщик будет обосновывать свои решения. В многих случаях, по-моему опыту, в проекте все правильно.
      Если все же будет признана вина проектной и экспертной организации, то заказчик через суд имеет право взыскать с них понесенные расходы.
      PS. Технадзор не имеет права проверять проектные решения, он только, в том числе, следит за правильностью их выполнения с технологической точки зрения. Он надзирает за подрядчиком, а не за проектировщиком.

      • Ермек говорит:

        Тех надзор у нас за это зацепился и теперь ни в какую не хочет подписывать заключение и акт.
        Помогите, может есть норма какая то в законодательстве, что это не в его компетенции проверять проектные решения.
        Он ссылается на то что, теплотрасса не пригодна соответственно ее не возможно ввести в эксплуатацию.
        Проектная компания не существует, проектировщик умер.
        Замкнутый круг получился. Заказчик вообще мышей не ловит.

        • Бастық говорит:

          Добрый день!


          Права и обязанности технадзора прописаны в статье 34-1 Закона, и Правилах оказания инжиниринговых услуг. (ссылка на сам документ внизу статьи).
          На Вашем объекте кто-то должен осуществлять авторский надзор, он что говорит по этому поводу?

          • Ермек говорит:

            Авторский надзор вообще не имеет претензий. он по своей части все подписал

  10. Марат говорит:

    Здравствуйте!
    Можете ли вы разъяснить, какой площади должен быть жилой дом, планируемый к постройке по программе «С дипломом в село»?
    Строительство планируется в районном центре.
    Три условия для начала строительства согласно Приказа Мин.нац.экон. #72 от 6.11.14г. мне известны, но гос.служащие трактуют несколько иначе.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Я почитал Правила №72 от 6 ноября 2014. Как я понял, согласно п. 20, 21, под данной программе средства выделяются только на строительство типовых жилых домов. Эти типовые проекты обычно разрабатываются Комитетом по делам строительства для каждой климатической зоны или сейсмического района, проходят экспертизу и могут применяться только в соответствующей климатической (сейсмической) зоне. Я не видел эти проекты, но если Вы согласитесь на такое строительство по типовому проекту, то Вы при строительстве не должны будете отступать от него, нельзя ничего будет менять, иначе будет сложно ввести его в эксплуатацию. Площадь дома и другие показатели указаны в типовом проекте. По-моему мнению, три условия, указанные в п.20, не для Вас, а для типового проекта, который уже разработан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *