Изменения в процессе приемки объектов в эксплуатацию

Источник: сайт «Zhobalau.kz»

30 декабря 2014 года в СМИ опубликован Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 269-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» (далее по тексту – Закон), который вступил в силу с 1 января 2015 года (некоторые части Закона вступают в силу в другое время).

Данным документом вводятся в действие существенные, можно сказать даже революционные, изменения в процесс приемки построенных объектов в эксплуатацию.

            С 1 января 2016 года в нашем законодательстве будут отсутствовать такие понятия как рабочая комиссия и приемочная комиссия, а процесс приемки объекта в эксплуатацию будет осуществляться только следующими сторонами (далее по тексту – Стороны):

заказчиком;

подрядчиком, который будет выдавать заказчику по окончании строительства декларацию о соответствии;

техническим надзором, который будет выдавать заказчику по окончании строительства заключение о качестве строительно-монтажных работ;

авторским надзором, который будет выдавать заказчику по окончании строительства заключение о соответствии выполненных работ проекту;

Формы данных документов представлены здесь и здесь.

Получается, что с 1 января 2016 года ни органы противопожарной службы, ни органы санитарно-эпидемиологического надзора, и т.п., ни даже местные исполнительные органы не будут участвовать в процессе приемки построенных объектов в эксплуатацию, а значит и не будут нести ответственность за проблемы, возникшие с объектом в процессе его дальнейшей эксплуатации. А как же органы государственного архитектурно-строительного контроля? Они также не будут прямо участвовать в процессе приемки, а только будут контролировать процесс строительства путем контроля лиц, осуществляющих технический надзор, а также реагировать на обращения Сторон о нарушениях в ходе строительства.

Вот как законодатель описал процесс приемки построенных объектов в эксплуатацию (с 1 января 2016 года):

Статья 73. Общие требования к порядку приемки и ввода объектов в эксплуатацию

1. Приемка построенных объектов регулируется Гражданским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.

2. Приемка и ввод в эксплуатацию построенного объекта производятся заказчиком при его полной готовности в соответствии с утвержденным проектом и наличии декларации о соответствии, заключений о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ утвержденному проекту.

При этом полная готовность построенного объекта определяется в соответствии с правилами организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства.

В отдельных случаях, предусмотренных статьей 74 настоящего Закона, приемка в эксплуатацию построенного объекта производится собственником (заказчиком, инвестором, застройщиком) самостоятельно.

3. При приемке и вводе в эксплуатацию незаконченных строительством объектов участники строительства несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

4. Приемка построенного объекта в эксплуатацию оформляется актом.

Акт приемки построенного объекта в эксплуатацию подлежит утверждению.

Утверждение акта приемки производится заказчиком.

Датой ввода в эксплуатацию объекта считается дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию заказчиком.

5. Акт приемки построенного объекта в эксплуатацию подписывается заказчиком, подрядчиком (генеральным подрядчиком), лицами, осуществляющими технический и авторский надзоры, на основании декларации о соответствии и заключений о соответствии выполненных работ проекту и качестве строительно-монтажных работ.

В случае приемки объекта в эксплуатацию с нарушениями и строительными недоделками участники приемки объекта в эксплуатацию несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

6. В обязанности участников приемки объекта в эксплуатацию входят:

1) установление и документальное подтверждение готовности законченного строительством объекта;

2) оценка соответствия выполненных строительно-монтажных работ и смонтированного технологического, инженерного или иного оборудования утвержденной в установленном порядке проектной (проектно-сметной) документации, нормативным требованиям (условиям, ограничениям);

3) установление действий исполнителя работ по соблюдению нормативных требований утвержденного проекта либо по наличию отклонений и согласование их в установленном государственными нормативами порядке;

4) установление соответствия вводимой в действие мощности (вместимости, пропускной способности) объекта утвержденным в проекте показателям;

5) оценка прогрессивности архитектурно-строительных, инженерных и технологических решений, а также объекта в целом;

6) проведение контрольного опробования и испытаний смонтированного технологического оборудования и инженерных систем;

7) в случае непригодности объекта к эксплуатации представление заказчику соответствующего мотивированного заключения.

7. Эксплуатация построенного объекта без утвержденного акта приемки объекта в эксплуатацию не допускается.

8. Основанием для регистрации объекта в государственном органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество, является утвержденный акт приемки объекта в эксплуатацию, зарегистрированный в структурных подразделениях соответствующих местных исполнительных органов, осуществляющих функции в области архитектуры и градостроительства.

Статья 75. Порядок приемки объектов в эксплуатацию

1. Приемка объекта от подрядчика (генерального подрядчика) осуществляется заказчиком совместно с техническим и авторским надзорами.

2. После получения от подрядчика (генерального подрядчика) письменного извещения о готовности объекта к приемке в эксплуатацию заказчик осуществляет приемку объекта в эксплуатацию.

3. Со дня получения извещения от подрядчика (генерального подрядчика) о готовности объекта заказчик запрашивает у подрядчика (генерального подрядчика) и лиц, осуществляющих технический и авторский надзоры, декларацию о соответствии, заключения о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ проекту.

Подрядчик (генеральный подрядчик) и лица, осуществляющие технический и авторский надзоры, в течение трех рабочих дней со дня получения запроса от заказчика представляют декларацию о соответствии, заключения о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ проекту либо отрицательные заключения.

Заключение авторского надзора о соответствии выполненных работ проекту является основанием для обеспечения поставщиками услуг по инженерному и коммунальному обеспечению доступа к оказываемым ими услугам в соответствии с ранее выданными техническими условиями при проектировании объекта, если это не противоречит действующим нормам и правилам.

4. Заказчик на основании декларации о соответствии, заключений о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ проекту совместно с подрядчиком (генеральным подрядчиком), лицами, осуществляющими технический и авторский надзоры, обязан проверить исполнительную техническую документацию на предмет наличия и комплектности, осмотреть и принять объект в эксплуатацию по соответствующему акту.

5. В случае выявления нарушений утвержденных проектных решений и государственных (межгосударственных) нормативов, а также при наличии отрицательных заключений заказчик принимает объект в эксплуатацию после устранения подрядчиком (генеральным подрядчиком) нарушений.

При устранении выявленных нарушений приемка объекта в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.

6. Предоставление заказчику проектной (проектно-сметной) документации, декларации о соответствии, заключений о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ проекту не снимает с исполнителей подряда на проектные и строительно-монтажные работы, с лиц, осуществляющих технический и авторский надзоры, ответственности за выполненные работы при проектировании, строительстве, приемке и вводе объекта в эксплуатацию.

Также как и ранее, для незначительного, четко оговоренного круга объектов, осталась возможность приемки объектов в эксплуатацию собственником самостоятельно.

Статья 74. Объекты, принимаемые в эксплуатацию собственником самостоятельно

1. Собственник (заказчик, инвестор, застройщик) самостоятельно осуществляет приемку в эксплуатацию завершенных строительством технически несложных объектов, а именно:
1) реконструкцию посредством перепланировки помещений (отдельных частей) существующих зданий, не связанных с изменением несущих и ограждающих конструкций;
2) временные строения, включая бытовые помещения для сезонных работ и отгонного животноводства;
3) хозяйственно-бытовые постройки на территориях индивидуальных приусадебных участков, постройки на участках садовых и огороднических товариществ (обществ), элементы благоустройства на придомовых территориях или приусадебных (дачных) участках;
4) мобильные комплексы контейнерного и блочного исполнения, а также одноэтажные здания (сооружения) для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, возведенные из сборно-разборных конструкций и не требующие согласования с санитарно-эпидемиологическими службами;
5) автостоянки открытого типа при количестве автомашин не более пятидесяти единиц, а также гаражи с боксами не более чем на две автомашины;
6) строительство индивидуальных жилых домов, а также других строений, предназначенных для личного пользования граждан;
7) малые архитектурные формы и ограждение территорий;
8) открытые спортивные площадки, тротуары, мощения вокруг зданий (сооружений).

2. Нормы настоящей статьи не могут быть применены, если указанные в пункте 1 настоящей статьи изменения помещений (отдельных частей здания), а также строительство и эксплуатация перечисленных технически не сложных объектов ущемляют права других граждан либо противоречат государственным и (или) общественным интересам.

3. Нормы настоящей статьи также не распространяются на объекты:
1) строительство которых финансируется за счет государственных инвестиций либо с их участием;
2) располагаемые (расположенные) в районах повышенной сейсмической опасности либо с иными особыми геологическими (гидрогеологическими) или геотехническими условиями, а также в зонах особого регулирования, за исключением подпункта 1) пункта 1 настоящей статьи.

4. Порядок приемки, а также форма акта приемки построенного объекта в эксплуатацию собственником самостоятельно утверждаются уполномоченным органом, по делам архитектуры, градостроительства и строительства (ссылка в конце статьи).

5. Акт приемки построенного объекта в эксплуатацию собственником самостоятельно подлежит обязательной регистрации в местных исполнительных органах, осуществляющих функции в области архитектуры и градостроительства.

Статья 79. Ответственность участников сдачи и приемки в эксплуатацию построенных объектов

Участники сдачи и приемки в эксплуатацию построенных объектов, включая заказчиков (инвесторов, застройщиков), лиц, осуществляющих технический и авторский надзоры, ответственных исполнителей подряда на изыскательские, проектные, строительно-монтажные работы, изготовителей и поставщиков строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также службы оперативного надзора за ходом строительства и монтажа оборудования и другие участники несут установленную законами Республики Казахстан ответственность за угрозу жизни или здоровью граждан, а также ущерб (вред) государственным, общественным или частным интересам, нанесенный вследствие допущенных нарушений либо отклонений от обязательных нормативных требований (условий, ограничений).

Что из всего этого получится, покажет время, однако уже понятно, что с 1 января 2016 года процесс проведения авторского надзора, который в настоящее время проводится зачастую формально, выйдет на совершенно другой уровень – никто не захочет нести ответственность – как административную, так и уголовную, существенно усиленную также с 1 января 2015 года.


Также по данной теме:

Правила приемки объекта собственником самостоятельно и форма этого акта приемки — здесь.

Запись опубликована в рубрике Zhobalau.kz, Законодательство, Надзор. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

462 комментария на «Изменения в процессе приемки объектов в эксплуатацию»

  1. Зуб Нона Владимировна говорит:

    Здравствуйте! В ходе строительства магистрального водовода д450мм выявилось несоответствие проектной протяженности(9,25км) от фактической (7,767 км), а так же в сметной документации не учтены работы по разработке скального грунта 6 группы(7616 м3). Проект прошел госэкспертизу. Как правильно оформить документы? Согласовывать все с проектировщиком и подрядчиком или отправлять на повторную экспертизу? Проект 2-х годичный. У нас нет опыта в проведении таких работ, стоимость проекта 964 000 000 тенге.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Выскажу своем мнение. В заключении экспертизы по Вашему проекту должна быть таблица утверждаемых технико-экономических показателей. Если эти основные показатели в процессе строительства меняются, то проект должен проходить экспертизу заново. Это прописано в Правилах проведения экспертизы (ссылка на документ в конце статьи), раздел 8.
      Как мне кажется, такое существенное изменение длины магистрального водовода является серьезным изменением проекта, и поэтому может стоять вопрос о повторной экспертизе, хотя бы из-за изменения стоимости строительства.
      На месте заказчика я бы посетил экспертную организацию, которая выдавала заключение, и обговорил бы этот вопрос — как они видят решение этой проблемы.

  2. Карина говорит:

    Здравствуйте!
    1) Уточните пож-та в 2012г. По завещанию я вступила в права собственности на дом, который имеет «акт гос.приемки строительства садового дома от 2005г.» и на его основании выданное «свид-во о гос.регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Эти два документа оформлены на прежнего хозяина, нужно ли их было переоформлять на себя.?
    Я понимаю, что это и является вводом в эксплуатацию дома, так ли это?
    2) Если до вступления в право наследования, ЦОН Карасайского района выдавал справку egov с подтверждением регистрации дома, а сейчас выяснилось, что у них данная недвижимость отсутствует, что делать?
    3) Если мы поменяли крышу шиферную на металочерепицу, а в тех.паспорте прописана крыша шифер, должны ли мы менять тех.паспорт.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Я не специалист по таким вопросам, что знаю — попробую ответить.
      1. Вы должны были в шестимесячный срок зарегистрировать возникшее право собственности, согласно статье 9 Закона. Советую это сделать немедленно, только теперь придется оплатить штраф в размере 10 МРП.
      2. Я не знаю ответа на этот вопрос. Сначала зарегистрируйте право собственности по п.1, затем с помощью ЭЦП сами на egov.kz проверьте Вашу собственность.
      3. Я думаю, что в данном случае ничего серьезного не произошло, т.к. не поменялсь основные объемно-планировочные решения.
      Это все мое личное мнение, для получения официальных ответов рекомендую обратиться в соответствующие государственные органы.

  3. Raisa говорит:

    Добрый день!
    Объект еще строится на бюджетные средства в 2016-2017 году уже заканчивается. Помещение достроено к жилому дому для открытия цеха по пошиву. Вначале строительства н е брали разрешение на строительство. В каком размере ожидается штраф? И как начать оформлять акт ввода?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Вы не сможете ввести объект в эксплуатацию, т.к. Вы не уведомили ГАСК о начале СМР, соответственно СМР велись без контроля ГАСК — при регистрации акта ввода в эксплуатацию в архитектуре это обязательно выяснится.
      По-моему мнению, пока не поздно, нужно подать уведомление о начале СМР, может быть заплатить штраф (скорее всего по каким-то статьям КоАП РК (312-321-1), и потом спокойно ввести объект в эксплуатацию. Это, конечно, при условии что у Вас с остальными документами все в порядке — разрешительные документы (АПЗ, госакт на участок, и т.п.), проект, экспертиза проекта, подрядчик с соответствующей объекту лицензией, технический и авторский надзоры, и т.п.
      Это все мое личное мнение, для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства или местный ГАСК.

  4. Ерназ говорит:

    Здраствуйте. подскажите пожалуйста срок хранения акт государственной приемочной комиссии??

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Вот здесь есть ссылка на нормативный документ, регламентирующий сроки хранения документов. Скорее всего, в этом документе Вы найдете ответ на свой вопрос.

  5. Алик говорит:

    Здравствуйте ! Акт приемки имеется от 2012 года члены комиссии созданы приказом министра транспорта и комуникации. Однако, установлено что в членах коммисии отсутствуют местные исполнителные органы. В этой связи юстиция отказывает в регистрации объекта. Что можно сделать?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Действительно, до 01.01.2016 объекты принимались либо приемочными комиссиями либо государственными приемочными комиссиями, в состав которых в обязательном порядке включались представители МИО — местного отдела (управления) архитектуры и градостроительства, а по объектам гражданского назначения, принимаемыми государственными приемочными комиссиями председателем назначался либо аким либо заместитель акима соответствующего района. Поэтому, формально у Вас нет акта приемки, и если объект эксплуатируется, то могут быть наложены за это штрафы местным ГАСКом.
      В Вашей ситуации я не знаю что делать — просто не сталкивался с такой ситуацией, наверное, нужно детально разбираться в ситуации — почему не было представителей МИО в акте, как вообще утвердили без них акт приемки, может быть действительно так было необходимо — ситуации разные бывают.
      Попробуйте проконсультироваться в КДС, в МинЮсте — может быть существуют какие-то выходы из сложившейся ситуации.

  6. Jellyfish говорит:

    Добрый день! скажите, пожалуйста, для строительства контейнеров блочных (модульные здания) тоже нужно разрешение? тех.паспорт не получаем, регистрацию не проходим? Спасибо! с наступающим Новым Годом!

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Выскажу свое мнение.
      Согласно абзаца 7 пункта 2 статьи 60 Закона:
      Возведение хозяйственно-бытовых пристроек к существующим строениям на собственных приусадебных участках, участках садовых и огороднических товариществ (обществ), их благоустройство, а также монтаж мобильных комплексов контейнерного и блочного исполнения на этих участках может осуществляться без согласования с местными органами архитектуры и градостроительства, если указанные объекты не затрагивают интересы других лиц или государства.
      Получается если Вы возводите блочно-модульные здания из контейнеров на участке ИЖС, дачном участке — то получение разрешение от местной архитектуры не требуется. В других случаях разрешение, то есть получение разрешительных документов, по-моему мнению, требуется.
      На остальные вопросы можно ответить, зная источник финансирования объекта (бюджетные средства или нет), населенный пункт размещения объекта (сейсмичный район или нет), т.к. от этого зависит процесс приемки объекта в эксплуатацию.
      Это все мое личное мнение, для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства или в местное управление архитектуры и градостроительства.

  7. Кай говорит:

    Здравствуйте!
    Возникает вопрос, помогите пожалуйста. Каков порядок, принятия технического надзора?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Я не понял Вашего вопроса — что значит «принятие технического надзора»?

      • Кай говорит:

        Извините, Правила принятия тех. надзора.

        • Бастық говорит:

          Добрый день!
          Вы хотите принять к себе в штат на работу технадзора, или хотите принять работу, выполненную технадзором по договору на технадзор?

  8. Берик говорит:

    Добрый день!
    Завершен капитальный ремонт улицы.
    Для приемки объекта в эксплуатацию какой орган должен вынести приказ (постановление, распоряжение) о созданий комиссии?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Это регулируется статьей 73 и статьей 75 Закона. В настоящее время приемка построенных объектов осуществляется заказчиком, с привлечением подрядчика, технического и авторского надзоров.

  9. Айдос говорит:

    Добрый день!
    Объект был построен на бюджетные средства в 2010 году. Подрядчик по неизвестным причинам объект не сдал. В 2012 году Подрядчик признан банкротом и в настоящее время находится в процессе ликвидации. Госакт не подписан. Суд отказывается рассматривать данный вопрос. Каким образом объект можно признать законченным?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Вопрос очень сложный — я не знаю что Вам посоветовать, нужно досконально разбираться — наверняка, объект не сдали в 2010 году по какой-то существенной причине. Напишите письмо в Комитет по делам строительства — может быть они подскажут направление, в котором Вам необходимо двигаться. Но имейте ввиду:
      если объект эксплуатируется, то могут быть штрафы за эксплуатацию объекта, не введенного в эксплуатацию и вообще запрет эксплуатации объекта.

  10. pip говорит:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как ввести в эксплуатацию объекты построенные в 1995 году? Ситуация следующая организация взяла в аренду землю на которой находятся объекты, эти объекты не когда не вводились в эксплуатацию.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Я не знаю ответа на Ваш вопрос, рекомендую его задать в Комитет по делам строительства — обязательно укажите регион где расположены объекты. В зависимости от сейсмичности района, геологических условий, нахождения на территории Астаны, процедура узаконения может сильно отличаться.
      В любом случае, по-моему мнению, узаконением объектов должен заниматься владелец земли, при этом целевое назначение участка должно соответствовать объекту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *