Опубликован новый закон «О государственных закупках»

Источник: сайт «Zhobalau.kz»

8 декабря 2015 года в СМИ опубликован Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК «О государственных закупках», который вступает в силу с 1 января 2016 года, за исключением некоторых статей, которые вступают в силу позже.
Данный документ вводиться взамен Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года N 303-III «О государственных закупках».
Хотелось бы рассмотреть некоторые нововведения, принятые в новом документе, относительно требований старого. Для удобства изложения, новый документ в тексте статьи будет обозначаться как ЗРК «О госзакупках-2015», а ранее действовавший — ЗРК «О госзакупках-2007».

1. В ЗРК «О госзакупках-2015», в отличии от ЗРК «О госзакупках-2007», четко прописаны права и обязанности потенциального поставщика, занявшего второе место по итогам конкурса. А именно прописано, что поставщик, занявший второе место, при уклонении победителя конкурса от подписания договора, обязан подписать договор о государственных закупках, внести обеспечение исполнения договора, и (или) сумму, в соответствии со статьей 26 ЗРК «О госзакупках-2015». В противном случае, поставщик, занявший второе место, также признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках, ему не возвращается обеспечение заявки на участие в конкурсе, он вносится в реестр недобросовестных участников государственных закупок (статья 44 ЗРК «О госзакупках-2015»).

2. Изменен порядок внесения недобросовестных поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Теперь потенциальные поставщики, определенные победителями (потенциальные поставщики, занявшие второе место), и уклонившиеся от заключения договора о государственных закупках, вносятся в указанный реестр не по решению суда, а по решению Уполномоченного органа — Комитета по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан. Срок недопущения к государственным закупкам для таких поставщиков остался прежним — 24 месяца.
Поставщики, которые были признаны победителями, с которыми был заключен договор о государственных закупках, и которые, как выяснилось позднее, нарушили квалификационные требования или конкурсные требования, а также поставщики не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках, вносятся с указанные реестр как и ранее — решением суда.
Данное нововведение выглядит вполне логичным, т.к. уклонение от заключения договора, как говорится, «лежит на поверхности» и его доказательство не требует такого сбора материалов, как, например, доказательство ненадлежащего исполнения обязательств по договору о государственных закупках.
Также в ЗРК «О госзакупках-2015» отсутствует норма о возможности заказчику обратиться в суд с иском о понуждении уклоняющегося поставщика заключить договор о государственных закупках, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора о государственных закупках. В ЗРК «О госзакупках-2007» у заказчика такая возможность была.

3. Появилась очень интересная норма в ЗРК «О госзакупках-2015»:

Статья 26. Антидемпинговые меры при осуществлении государственных закупок способом конкурса.
При осуществлении государственных закупок способом конкурса допускается представление демпинговой цены при условии внесения потенциальным поставщиком дополнительно к обеспечению исполнения договора суммы в размере, равном сниженной сумме от минимальной допустимой цены, не признаваемой демпинговой.

Данная сумма должна быть внесена поставщиком в течении 10 рабочих дней с момента заключения договора о государственных закупках, и вносится она в качестве гарантии того, что он надлежащим образом исполнит свои обязательства по заключенному с ним договору о государственных закупках. Соответственно, если эта сумма не вносится поставщиков в установленные сроки, то данный поставщик признается уклонившимся от заключения договора, со всеми последствиями указанными выше (включение в реестр недобросовестных участников государственных закупок).
Также интересно, что сумма, внесенная поставщиком в соответствии со статьей 26 ЗРК «О госзакупках-2015», не возвращается заказчиком поставщику в случае расторжения договора о государственных закупках в связи с неисполнением поставщиком договорных обязательств — она зачисляется в доход соответствующих бюджетов государственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат государству, или аффилиированных с ними юридических лиц.

4. В статье 6 ЗРК «О госзакупках-2015» появилась такая норма:

1. Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:
2) потенциальный поставщик и (или) его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные и (или) иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве генерального проектировщика либо субпроектировщика в разработке технико-экономического обоснования и (или) проектной (проектно-сметной) документации на строительство объекта, являющегося предметом проводимых государственных закупок, за исключением участия разработчика технико-экономического обоснования в государственных закупках по разработке проектной (проектно-сметной) документации.
Данное требование не распространяется на проекты, реализуемые в соответствии с международными стандартами строительства;

Данное исключение скорее всего введено для объектов международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан (EXPO-2017 в Астане), а также для объектов промышленных предприятий на территории специальных экономических зон Республики Казахстан, на которых, согласно статьи 27-1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» допускается применение международных стандартов строительства.

5. В ЗРК «О госзакупках-2015» появился новый способ осуществления государственных закупок — конкурс с предварительным квалификационным отбором.
В статье 20 ЗРК «О госзакупках-2015» сказано, что в государственных закупках способом конкурса с предварительным квалификационным отбором участвуют потенциальные поставщики, включенные в реестр квалифицированных потенциальных поставщиков, создание которого также является нововведением нового документа. В ЗРК «О госзакупках-2015» новому способу осуществления государственных закупок посвящена статья 31, которая вступает в силу позже остальных статьей документа — с 1 апреля 2016 года:

Статья 31. Особенности осуществления государственных закупок способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.
1. Государственные закупки способом конкурса с предварительным квалификационным отбором осуществляются по перечню товаров, работ, услуг, утвержденному уполномоченным органом.
2. Государственные закупки способом конкурса с предварительным квалификационным отбором осуществляются в следующей последовательности:
1) на первом этапе уполномоченным органом с участием представителей Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и иных некоммерческих организаций формируется реестр квалифицированных потенциальных поставщиков;
2) на втором этапе заказчиком осуществляются государственные закупки способом конкурса среди потенциальных поставщиков, включенных в реестр квалифицированных потенциальных поставщиков.
3. Требования, предъявляемые к осуществлению государственных закупок способом конкурса с применением предварительного квалификационного отбора, конкурсной документации, предварительному обсуждению, извещению об осуществлении государственных закупок, заявке на участие в конкурсе, ее рассмотрению, представлению демпинговой цены, протоколу об итогах государственных закупок с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, определяются по правилам статей 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27 и 28 настоящего Закона.
4. Порядок осуществления государственных закупок способом конкурса с предварительным квалификационным отбором определяется правилами осуществления государственных закупок.

6. В ЗРК «О госзакупках-2015» появилось понятие «мониторинг государственных закупок», которому посвящена статья 19:

Статья 19. Мониторинг государственных закупок
1. Мониторинг государственных закупок осуществляется на основе сбора, обобщения, анализа, систематизации и оценки информации об осуществлении государственных закупок.
2. Мониторинг государственных закупок осуществляется уполномоченным органом посредством веб-портала государственных закупок и на основе содержащейся в нем информации.
3. По результатам мониторинга государственных закупок уполномоченный орган направляет ежегодный отчет о государственных закупках в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан.
4. Правила подготовки ежегодного отчета о государственных закупках утверждаются уполномоченным органом.

7. В ЗРК «О госзакупках-2015» изменен порядок утверждения конкурсной документации, а также порядок разъяснения положений конкурсной документации — вводится понятие «предварительного обсуждения проекта конкурсной документации». Если в ранее действовавшем ЗРК «О госзакупках-2007» был такой порядок:
-утверждение заказчиком конкурсной документации;
-размещении конкурсной документации на веб-портале государственных закупок;
-разъяснение положений конкурсной документации при обращении заинтересованных лиц, и, при необходимости, внесение изменений и дополнений в конкурсную документацию.
Теперь же, в ЗРК «О госзакупках-2015», порядок изменился:
-утверждение заказчиком проекта конкурсной документации;
-в рамках стадии предварительного обсуждения проекта конкурсной документации производится размещение проекта конкурсной документации на веб-портале государственных закупок; при наличии запросов от поставщиков производятся разъяснения положений конкурсной документации, либо вносятся изменения и (или) дополнения в проект конкурсной документации; размещается на веб-портале государственных закупок протокола предварительного обсуждения проекта конкурсной документации;
-утверждение заказчиком конкурсной документации;
-размещение на веб-портале государственных закупок объявления об осуществлении государственных закупок способом конкурса.

8. Согласно статье 25 ЗРК «О госзакупках-2015», потенциальному поставщику, признанному участником конкурса, и не предоставившему в установленный срок либо отозвавшему свое конкурсное ценовое предложение, в отличии от требований ЗРК «О госзакупках-2007», возвращается организатором обеспечение заявки на участие в данном конкурсе.

9. Согласно статье 29 ЗРК «О госзакупках-2015», теперь:

1. Государственные закупки способом конкурса признаются несостоявшимися по одному из следующих оснований:
1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе;
2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе;
3) если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
4) если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.

При этом,

3. По несостоявшимся государственным закупкам способом конкурса заказчик осуществляет государственные закупки способом из одного источника в случаях:
1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе. При этом потенциальный поставщик, которому направляется приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника, определяется заказчиком;
2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе. Цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика, указанного в заявке на участие в конкурсе;
3) если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе с наименьшей ценой с учетом условной скидки, за исключением лица, нарушившего требования статьи 6 настоящего Закона;
4) если к участию в конкурсе допущен только один потенциальный поставщик. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, допущенному на участие в конкурсе на условиях, предусмотренных его заявкой, и цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать его конкурсное ценовое предложение.

При государственных закупках способом аукциона основания признания закупок несостоявшимися и дальнейшие действия заказчика аналогичны.

10. Очень интересное нововведение вводится согласно статье 37 ЗРК «О госзакупках-2015»:

4. Не допускается осуществление государственных закупок способом запроса ценовых предложений товаров, работ, услуг, поставка (выполнение, оказание) которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

Соответственно, теперь государственные закупки на проектные, изыскательские, строительно-монтажные работы стало невозможно проводить способом запроса ценовых предложений, т.к. указанные виды деятельности требуют предварительного получения разрешения первой категории — лицензии.

11. Еще одно нововведение ЗРК «О госзакупках-2015» при осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений (статья 38):

7. Если в течение срока представления ценовых предложений представлено только одно ценовое предложение потенциального поставщика, такие государственные закупки автоматически веб-порталом государственных закупок признаются несостоявшимися и организатор государственных закупок осуществляет государственные закупки способом из одного источника у этого потенциального поставщика. При этом цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать ценовое предложение потенциального поставщика.

Ранее, согласно ЗРК «О госзакупках-2007», при таких обстоятельствах, закупки способом запроса ценовых предложений проводились повторно.

Естественно, автор статьи указал не все нововведения ЗРК «О госзакупках-2015», однако постарался все же отразить на его взгляд самые существенные из них.

С полным текстом ЗРК «О госзакупках-2015» можно ознакомиться здесь.


Еще материалы по данной теме:

Текст ЗРК «О госзакупках-2007» здесь.

Статья о новых «Правилах осуществления государственных закупок» здесь.

Статья о новых «Правилах формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок» здесь.

Статья о «Правилах осуществления государственных закупок с применением особого порядка» здесь.

Запись опубликована в рубрике Zhobalau.kz, Бюджет, Законодательство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

123 комментария на «Опубликован новый закон «О государственных закупках»»

  1. Магжан говорит:

    Добрый день. У нас конкурс намечается по приобретению радиостанции, но вопрос в том, что попадает ли эти товары в перечень особому порядку.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      По-моему мнению, согласно статьи 50 Закона, особый порядок проведения госзакупок осуществляется в случае приобретения:
      1) товаров, работ, услуг для обеспечения нужд правопорядка и национальной безопасности, сведения о которых составляют государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах, и (или) содержат служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством Республики Казахстан;
      2) товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах и (или) содержат служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством Республики Казахстан.

      Если Ваши радиостанции подпадают под требования статьи 50, то Вы обязаны применить особый порядок госзакупок, если нет, то госзакупки осуществляются в общем порядке.

    • Бек говорит:

      Добрый день, Магжан. Вот у меня тоже случай похоже Вашим. Скажите пожалуйста каким же способом Вы объявились? Я вот в перечне так и не нашел.

  2. Айка говорит:

    Добрый день! Буду признательна если ответите.Хотели участвовать в конкурсе по строительству школы но не могу найти пункт где сказано сколько % можно скинуть при подаче ценового.Давно больше 5% не разрешали скидывать . А сейчас каков закон можете написать а то я не пойму кто то пишет 30% кто то 20%?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      По-моему мнению, это прописано в Правилах осуществления госзакупок, пункты 174 — 178.
      По-моему мнению, в Вашем случае, согласно п.174 Правил, допускается скинуть максимально пять процентов.
      Для получения официального ответа рекомендую обратиться с этим вопросом к организатору конкурса.

  3. Мурат говорит:

    Добрый день.
    Меня отнесли в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик отправил мне договор на подписание,я его утвердил,но не подписал(в течении 3-х дней),в следствии не осведомленности работы на обновленном сайте госзакупа. Могут ли меня снять с реестра? и куда мне обратиться?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Попробуйте написать писать письмо через egov.kz в Комитет по госзакупкам МинФина с подробным объяснением ситуации — он своим решением Вас в этот реестр внес, значит он должен прокомментировать возникшую ситуацию. Если ответ будет не в Вашу пользу (это наиболее вероятно), то остается один вариант — обжаловать решение КГЗ МФ в суде.
      Это мое личное мнение.

  4. Гость говорит:

    Добрый день подскажите. Закупка лекарственных средств каким способом должна производится, если мы производим закуп для оказания платных медицинских услуг?За счет платных средств.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Выскажу свое мнение.
      Если Вы государственное учреждение (предприятие), то, по-моему мнению, не важно на какие цели Вы что-то приобретаете (платные услуги) — Ваши действия попадают под ЗРК «О государственных закупках». Это следует из определения термина «заказчик» — пп.27 в статье 2 Закона.
      Госзакупки способом запроса ценовых предложений Вы не можете проводить, т.к. согласно п.4 статьи 37 Закона:
      4. Не допускается осуществление государственных закупок способом запроса ценовых предложений товаров, работ, услуг, поставка (выполнение, оказание) которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.
      Так как фармацевтическая деятельность это лицензируемый вид деятельности (разрешение первой категории), то этот способ Вы не можете использовать.
      Способ из одного источника для Вас возможен, по-моему мнению, если Ваша закупка будет удовлетворять пп.42 п.3 статьи 39 Закона:
      42) приобретения однородных товаров, работ, услуг, если годовой объем таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышает стократного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;
      Так что если объем закупки в год менее 100 МРП, то возможен способ из одного источника путем прямого заключения договора, во всех других случаях — проведение конкурса.
      Это все мое личное мнение, для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по госзакупкам МинФина.

  5. Берик говорит:

    Здравствуйте!!! Скажите пожалуйста, потенциальный поставщик объявлен победителем по запросу ценовых предложения. Я отправил ему проект договора по веб порталу, но он просить и написал соответственно письмо об обмене протокола. В связи с ошибочно поданной ценой. Что делать? Заранее спасибо.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Согласно п.4 статьи 38 Закона:
      4. Представление потенциальным поставщиком ценового предложения является формой выражения его согласия осуществить поставку товара, выполнение работ, оказание услуг с соблюдением условий, предусмотренных в проекте договора о государственных закупках.
      Согласно п.7 статьи 43 Закона:
      7. Если потенциальный поставщик, определенный победителем, не подписал в установленные пунктом 2 настоящей статьи сроки проект договора о государственных закупках, заказчик в течение двух рабочих дней со дня уклонения победителя от заключения договора о государственных закупках направляет потенциальному поставщику, занявшему второе место, проект договора о государственных закупках, удостоверенный электронной цифровой подписью, посредством веб-портала государственных закупок.
      Согласно статьи 44 Закона:
      1. В случае если потенциальный поставщик, признанный победителем либо занявший второе место, в сроки, установленные настоящим Законом, не представил заказчику подписанный договор о государственных закупках или, заключив договор о государственных закупках, не внес обеспечение исполнения договора о государственных закупках и (или) сумму в соответствии со статьей 26 настоящего Закона, то такой потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках.
      2. В случае признания потенциального поставщика, определенного победителем государственных закупок (потенциальным поставщиком, занявшим второе место), уклонившимся от заключения договора о государственных закупках организатор государственных закупок удерживает внесенное им обеспечение заявки на участие в конкурсе (аукционе).

      Также согласно п.4 статьи 12 Закона:
      4. Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:
      2) потенциальных поставщиков, определенных победителями (потенциальных поставщиков, занявших второе место), уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;

      Получается, что по Закону такой поставщик является уклонившимся от заключения договора и Вы должны подать заявку в Комитет госдоходов Минфина на включение его в реестр недобросовестных поставщиков.

      Это все мое личное мнение, для получения официального ответа рекомендую обратиться в Уполномоченный орган — Комитет государственных доходов Министерства финансов.

  6. Темерлан говорит:

    Если поставщик не может обеспечить поставку товара, что необходимо сделать, стобы не быть объявленным недобросовестным?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Все зависит от причины по которой поставщик не может поставить товар. Иногда случаются форс-мажорные обстоятельства, на которые можно сослаться. Во всех других случаях я думаю шансов избежать внесения в реестр не много. Это все мое личное мнение.

  7. Кульсым говорит:

    Добрый день! могу ли я заключить договор со вторым поставщиком из одного источника если договор расторгнут в одностороннем порядке он не ненадлежаще исполняет свои обязанности(охрана) , он первый победитель на услуги по охране, охрану оказали с марта по май, а с 1 сентября не вышли на работу

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Я не нашел такой возможности в Законе — почитайте статью 39. По-моему мнению, Вы должны подать в суд на включение первого поставщика в реестр недобросовестных, и одновременно заново проводить конкурс.

  8. Данияр говорит:

    Добрый день!
    У нас такая ситуация в июне был объявлен конкурс, мы приняли участие в нем и планировали, что итоги и договор будет в июле. И мы поставку осуществим в сентября как указано в технической спецификации, но в связи с приемом дополнительной заявки, конкурс завершился в августе, мы являемся победителями, но поставить в сентября мы уже не успеем. Во время согласования проекта договора нами было направлено письмо с просьбой увеличить сроки поставки, но в период согласования ответ не был получен и нам пришлось согласовать договор как есть (если бы не согласовали то попали бы в перечень недобросовестных поставщиков). Вопрос: Как можно увеличить срок поставки и гразит ли нам попасть в перечень недобросовестных поставщиков если поставку осуществим в октября?
    заранее спасибо за уделенное время и ответ

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Посмотрите статью 45 Закона, но я там не увидел каких-то вариантов для Вас.
      Теоретически Вас могут внести в реестр как поставщика ненадлежаще исполнившего договор, но я думаю многое будет зависить от Заказчика.

  9. Туран говорит:

    Здравствуйте! Участвовал в ценовых предложениях и был признан вторым победителем. спустя некоторое время заказчики отправили мне договор для подписания указав на то что я должен подписать договор иначе я окажусь в реестре недобросовестных. я не подписал и портал автоматически меня отправил в реестр. Заказчик не должен был сначала отправить мне заявку на участье в Госзакуп запросом ценовых из одного источника? кто прав кто не прав ? рассудите пожалуйста? Могу ли я обжаловать данное решение ?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Мое мнение таково:
      1. Согласно п.4 статьи 38 Закона:
      4. Представление потенциальным поставщиком ценового предложения является формой выражения его согласия осуществить поставку товара, выполнение работ, оказание услуг с соблюдением условий, предусмотренных в проекте договора о государственных закупках.

      2. Процесс заключения договора о госзакупках регулируется статьей 43 Закона и распространяется на все виды госзакупок, в том числе и на госзакупки способом запроса ценовых предложений. Согласно п.7 и 8 статьи 43:
      7. Если потенциальный поставщик, определенный победителем, не подписал в установленные пунктом 2 настоящей статьи сроки проект договора о государственных закупках, заказчик в течение двух рабочих дней со дня уклонения победителя от заключения договора о государственных закупках направляет потенциальному поставщику, занявшему второе место, проект договора о государственных закупках, удостоверенный электронной цифровой подписью, посредством веб-портала государственных закупок. Проект договора о государственных закупках должен быть удостоверен потенциальным поставщиком, занявшим второе место, посредством электронной цифровой подписи в течение трех рабочих дней со дня представления ему проекта договора о государственных закупках.
      8. Если потенциальный поставщик, занявший второе место, не подписал в установленный пунктом 7 настоящей статьи срок подписанный заказчиком договор о государственных закупках, заказчик осуществляет повторные государственные закупки.

      3. Согласно статьи 44 Закона:
      1. В случае если потенциальный поставщик, признанный победителем либо занявший второе место, в сроки, установленные настоящим Законом, не представил заказчику подписанный договор о государственных закупках или, заключив договор о государственных закупках, не внес обеспечение исполнения договора о государственных закупках и (или) сумму в соответствии со статьей 26 настоящего Закона, то такой потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках.
      2. В случае признания потенциального поставщика, определенного победителем государственных закупок (потенциальным поставщиком, занявшим второе место), уклонившимся от заключения договора о государственных закупках организатор государственных закупок удерживает внесенное им обеспечение заявки на участие в конкурсе (аукционе).

      4. Согласно п.4 статьи 12 Закона:
      4. Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:
      2) потенциальных поставщиков, определенных победителями (потенциальных поставщиков, занявших второе место), уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;

      Так что, к сожалению, по-моему мнению, Вас правомерно (согласно действующего законодательства) включили в реестр недобросовестных поставщиков.

  10. Гулжан говорит:

    Добрый день! У меня такая ситуация победитель по ценовому предложению отказывает делать работу. Теперь что мне делать и на оснований какой статьи могу отменить договор и как могу включит ИП недобросовестных участников ГЗ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *