Опубликован новый закон «О государственных закупках»

Источник: сайт «Zhobalau.kz»

8 декабря 2015 года в СМИ опубликован Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК «О государственных закупках», который вступает в силу с 1 января 2016 года, за исключением некоторых статей, которые вступают в силу позже.
Данный документ вводиться взамен Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года N 303-III «О государственных закупках».
Хотелось бы рассмотреть некоторые нововведения, принятые в новом документе, относительно требований старого. Для удобства изложения, новый документ в тексте статьи будет обозначаться как ЗРК «О госзакупках-2015», а ранее действовавший — ЗРК «О госзакупках-2007».

1. В ЗРК «О госзакупках-2015», в отличии от ЗРК «О госзакупках-2007», четко прописаны права и обязанности потенциального поставщика, занявшего второе место по итогам конкурса. А именно прописано, что поставщик, занявший второе место, при уклонении победителя конкурса от подписания договора, обязан подписать договор о государственных закупках, внести обеспечение исполнения договора, и (или) сумму, в соответствии со статьей 26 ЗРК «О госзакупках-2015». В противном случае, поставщик, занявший второе место, также признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках, ему не возвращается обеспечение заявки на участие в конкурсе, он вносится в реестр недобросовестных участников государственных закупок (статья 44 ЗРК «О госзакупках-2015»).

2. Изменен порядок внесения недобросовестных поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Теперь потенциальные поставщики, определенные победителями (потенциальные поставщики, занявшие второе место), и уклонившиеся от заключения договора о государственных закупках, вносятся в указанный реестр не по решению суда, а по решению Уполномоченного органа — Комитета по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан. Срок недопущения к государственным закупкам для таких поставщиков остался прежним — 24 месяца.
Поставщики, которые были признаны победителями, с которыми был заключен договор о государственных закупках, и которые, как выяснилось позднее, нарушили квалификационные требования или конкурсные требования, а также поставщики не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках, вносятся с указанные реестр как и ранее — решением суда.
Данное нововведение выглядит вполне логичным, т.к. уклонение от заключения договора, как говорится, «лежит на поверхности» и его доказательство не требует такого сбора материалов, как, например, доказательство ненадлежащего исполнения обязательств по договору о государственных закупках.
Также в ЗРК «О госзакупках-2015» отсутствует норма о возможности заказчику обратиться в суд с иском о понуждении уклоняющегося поставщика заключить договор о государственных закупках, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора о государственных закупках. В ЗРК «О госзакупках-2007» у заказчика такая возможность была.

3. Появилась очень интересная норма в ЗРК «О госзакупках-2015»:

Статья 26. Антидемпинговые меры при осуществлении государственных закупок способом конкурса.
При осуществлении государственных закупок способом конкурса допускается представление демпинговой цены при условии внесения потенциальным поставщиком дополнительно к обеспечению исполнения договора суммы в размере, равном сниженной сумме от минимальной допустимой цены, не признаваемой демпинговой.

Данная сумма должна быть внесена поставщиком в течении 10 рабочих дней с момента заключения договора о государственных закупках, и вносится она в качестве гарантии того, что он надлежащим образом исполнит свои обязательства по заключенному с ним договору о государственных закупках. Соответственно, если эта сумма не вносится поставщиков в установленные сроки, то данный поставщик признается уклонившимся от заключения договора, со всеми последствиями указанными выше (включение в реестр недобросовестных участников государственных закупок).
Также интересно, что сумма, внесенная поставщиком в соответствии со статьей 26 ЗРК «О госзакупках-2015», не возвращается заказчиком поставщику в случае расторжения договора о государственных закупках в связи с неисполнением поставщиком договорных обязательств — она зачисляется в доход соответствующих бюджетов государственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат государству, или аффилиированных с ними юридических лиц.

4. В статье 6 ЗРК «О госзакупках-2015» появилась такая норма:

1. Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:
2) потенциальный поставщик и (или) его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные и (или) иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве генерального проектировщика либо субпроектировщика в разработке технико-экономического обоснования и (или) проектной (проектно-сметной) документации на строительство объекта, являющегося предметом проводимых государственных закупок, за исключением участия разработчика технико-экономического обоснования в государственных закупках по разработке проектной (проектно-сметной) документации.
Данное требование не распространяется на проекты, реализуемые в соответствии с международными стандартами строительства;

Данное исключение скорее всего введено для объектов международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан (EXPO-2017 в Астане), а также для объектов промышленных предприятий на территории специальных экономических зон Республики Казахстан, на которых, согласно статьи 27-1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» допускается применение международных стандартов строительства.

5. В ЗРК «О госзакупках-2015» появился новый способ осуществления государственных закупок — конкурс с предварительным квалификационным отбором.
В статье 20 ЗРК «О госзакупках-2015» сказано, что в государственных закупках способом конкурса с предварительным квалификационным отбором участвуют потенциальные поставщики, включенные в реестр квалифицированных потенциальных поставщиков, создание которого также является нововведением нового документа. В ЗРК «О госзакупках-2015» новому способу осуществления государственных закупок посвящена статья 31, которая вступает в силу позже остальных статьей документа — с 1 апреля 2016 года:

Статья 31. Особенности осуществления государственных закупок способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.
1. Государственные закупки способом конкурса с предварительным квалификационным отбором осуществляются по перечню товаров, работ, услуг, утвержденному уполномоченным органом.
2. Государственные закупки способом конкурса с предварительным квалификационным отбором осуществляются в следующей последовательности:
1) на первом этапе уполномоченным органом с участием представителей Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и иных некоммерческих организаций формируется реестр квалифицированных потенциальных поставщиков;
2) на втором этапе заказчиком осуществляются государственные закупки способом конкурса среди потенциальных поставщиков, включенных в реестр квалифицированных потенциальных поставщиков.
3. Требования, предъявляемые к осуществлению государственных закупок способом конкурса с применением предварительного квалификационного отбора, конкурсной документации, предварительному обсуждению, извещению об осуществлении государственных закупок, заявке на участие в конкурсе, ее рассмотрению, представлению демпинговой цены, протоколу об итогах государственных закупок с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, определяются по правилам статей 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27 и 28 настоящего Закона.
4. Порядок осуществления государственных закупок способом конкурса с предварительным квалификационным отбором определяется правилами осуществления государственных закупок.

6. В ЗРК «О госзакупках-2015» появилось понятие «мониторинг государственных закупок», которому посвящена статья 19:

Статья 19. Мониторинг государственных закупок
1. Мониторинг государственных закупок осуществляется на основе сбора, обобщения, анализа, систематизации и оценки информации об осуществлении государственных закупок.
2. Мониторинг государственных закупок осуществляется уполномоченным органом посредством веб-портала государственных закупок и на основе содержащейся в нем информации.
3. По результатам мониторинга государственных закупок уполномоченный орган направляет ежегодный отчет о государственных закупках в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан.
4. Правила подготовки ежегодного отчета о государственных закупках утверждаются уполномоченным органом.

7. В ЗРК «О госзакупках-2015» изменен порядок утверждения конкурсной документации, а также порядок разъяснения положений конкурсной документации — вводится понятие «предварительного обсуждения проекта конкурсной документации». Если в ранее действовавшем ЗРК «О госзакупках-2007» был такой порядок:
-утверждение заказчиком конкурсной документации;
-размещении конкурсной документации на веб-портале государственных закупок;
-разъяснение положений конкурсной документации при обращении заинтересованных лиц, и, при необходимости, внесение изменений и дополнений в конкурсную документацию.
Теперь же, в ЗРК «О госзакупках-2015», порядок изменился:
-утверждение заказчиком проекта конкурсной документации;
-в рамках стадии предварительного обсуждения проекта конкурсной документации производится размещение проекта конкурсной документации на веб-портале государственных закупок; при наличии запросов от поставщиков производятся разъяснения положений конкурсной документации, либо вносятся изменения и (или) дополнения в проект конкурсной документации; размещается на веб-портале государственных закупок протокола предварительного обсуждения проекта конкурсной документации;
-утверждение заказчиком конкурсной документации;
-размещение на веб-портале государственных закупок объявления об осуществлении государственных закупок способом конкурса.

8. Согласно статье 25 ЗРК «О госзакупках-2015», потенциальному поставщику, признанному участником конкурса, и не предоставившему в установленный срок либо отозвавшему свое конкурсное ценовое предложение, в отличии от требований ЗРК «О госзакупках-2007», возвращается организатором обеспечение заявки на участие в данном конкурсе.

9. Согласно статье 29 ЗРК «О госзакупках-2015», теперь:

1. Государственные закупки способом конкурса признаются несостоявшимися по одному из следующих оснований:
1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе;
2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе;
3) если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
4) если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.

При этом,

3. По несостоявшимся государственным закупкам способом конкурса заказчик осуществляет государственные закупки способом из одного источника в случаях:
1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе. При этом потенциальный поставщик, которому направляется приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника, определяется заказчиком;
2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе. Цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика, указанного в заявке на участие в конкурсе;
3) если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе с наименьшей ценой с учетом условной скидки, за исключением лица, нарушившего требования статьи 6 настоящего Закона;
4) если к участию в конкурсе допущен только один потенциальный поставщик. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, допущенному на участие в конкурсе на условиях, предусмотренных его заявкой, и цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать его конкурсное ценовое предложение.

При государственных закупках способом аукциона основания признания закупок несостоявшимися и дальнейшие действия заказчика аналогичны.

10. Очень интересное нововведение вводится согласно статье 37 ЗРК «О госзакупках-2015»:

4. Не допускается осуществление государственных закупок способом запроса ценовых предложений товаров, работ, услуг, поставка (выполнение, оказание) которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

Соответственно, теперь государственные закупки на проектные, изыскательские, строительно-монтажные работы стало невозможно проводить способом запроса ценовых предложений, т.к. указанные виды деятельности требуют предварительного получения разрешения первой категории — лицензии.

11. Еще одно нововведение ЗРК «О госзакупках-2015» при осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений (статья 38):

7. Если в течение срока представления ценовых предложений представлено только одно ценовое предложение потенциального поставщика, такие государственные закупки автоматически веб-порталом государственных закупок признаются несостоявшимися и организатор государственных закупок осуществляет государственные закупки способом из одного источника у этого потенциального поставщика. При этом цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать ценовое предложение потенциального поставщика.

Ранее, согласно ЗРК «О госзакупках-2007», при таких обстоятельствах, закупки способом запроса ценовых предложений проводились повторно.

Естественно, автор статьи указал не все нововведения ЗРК «О госзакупках-2015», однако постарался все же отразить на его взгляд самые существенные из них.

С полным текстом ЗРК «О госзакупках-2015» можно ознакомиться здесь.


Еще материалы по данной теме:

Текст ЗРК «О госзакупках-2007» здесь.

Статья о новых «Правилах осуществления государственных закупок» здесь.

Статья о новых «Правилах формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок» здесь.

Статья о «Правилах осуществления государственных закупок с применением особого порядка» здесь.

Запись опубликована в рубрике Zhobalau.kz, Бюджет, Законодательство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

123 комментария на «Опубликован новый закон «О государственных закупках»»

  1. Ольга говорит:

    для разработки ПСД без ТЭО нужно ли устанавливать демпинг в объявлении?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Я так понял Вы хотите провести конкурс на разработку ПСД? Если так, то согласно статьи 175 Правил осуществления госзакупок:
      Цена заявки на участие в конкурсе потенциального поставщика на работы по разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной (типовой проектно-сметной) документации и градостроительных проектов признается демпинговой в случае, если она ниже цены, рассчитанной заказчиком в соответствии с Государственными нормативами по определению стоимости проектных работ для строительства в Республике Казахстан, утвержденными приказом Председателя Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 15 декабря 2015 года № 399-нқ, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 97899, в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, более чем на десять процентов.
      Так что, по-моему мнению, в Вашем случае нужно устанавливать демпинговый порог в размере 10%.

  2. Алина говорит:

    Здравствуйте, что делать если потенциальный поставщик не предоставил в установленный срок ответ на участие в госзакупки способом из одного источника

    • Бастық говорит:

      Добрый день! Слишком мало данных в Вашем вопросе.
      Как я понял статью 39 Закона, госзакупки способом из одного источника осуществляются в трех случаях:
      1. если госзакупки способом конкурса признаны несостоявшимися, согласно п.3 статьи 29 Закона.
      2. если госзакупки способом запроса ценовых предложений признаны несостоявшимися, согласно статьи 38 Закона.
      3. при прямом заключении договора, согласно п.3 статьи 39 Закона.
      Ваш случай какой?

    • Алина говорит:

      Здравствуйте, 1.госзакупки способом конкурса признаны несостоявшимися, согласно п.3 статьи 29 Закона. пригласила потенциального поставщика,но он не предоставил в установленный срок ответ на участие в госзакупки способом из одного источника по несостоявшим и закупка из одного источника не состоялись, что делать?

      • Бастық говорит:

        Добрый день!
        Честно сказать, я не знаю ответа на Ваш вопрос — согласно п.377 Правил осуществления госзакупок:
        377. Государственные закупки способом из одного источника признаются не состоявшимися в случаях:
        1) если потенциальный поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации), за исключением, когда государственные закупки способом из одного источника осуществляются по итогам несостоявшихся государственных закупок способом запроса ценовых предложений;
        2) если потенциальный поставщик имеет ограничения, связанные с участием в государственных закупках, предусмотренные в статье 6 Закона;
        3) если потенциальный поставщик отказался от участия в государственных закупках способом из одного источника.
        В случае, если государственные закупки способом из одного источника признаны не состоявшимися на основании настоящего пункта Правил, государственные закупки осуществляются способами, предусмотренными Законом.

        А в Законе я решения этой проблемы я не вижу.
        Это все, что я нашел.
        Советую написать письмо за разъяснением в Комитет по госзакупкам МинФина.

  3. Абай говорит:

    Здравствуйте!!! Скажите пожалуйста проект (шаблон) договора составлен заранее, и он постоянный. Я поставщик и доставил заказчику куртки рабочие с России. На что заказчик говорит, что я должен предоставить ему согласно договора о госзакупок пункта 5 п.п.4 и 5 -оригинал или копию установленного образца сертификата соответствия Товара, выданного уполномоченным государственным органом Республики Казахстан в области сертификации (если в соответствии с законодательством Республики Казахстан Товар не подлежит обязательной сертификации, то необходимо представить оригинал или нотариально засвидетельствованную копию письма указанного государственного органа Республики Казахстан); копии упаковочного листа с указанием содержимого каждой упаковки и т.д.
    Я заказчику поясняю, что у меня их нету и тем более они про эти документы в приложениях 1 и 2 не указывали ни чего. На что они говорят, что в проекте договора это все прописано. Вопрос. Обязан ли заказчик прописывать в приложениях все документы (сертификаты, упаковочные листы…..) который должен предоставить поставщик в месте с товаром. Если обязан, то где это конкретно прописано.
    С уважением, Абай

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      По-моему мнению, если это прописано в договоре, не важно в основной части или в приложениях, то Стороны договора обязаны это исполнять.

  4. жанна говорит:

    на основании какой статьи отменить договор если поставщик в списке недобросовестных поставщиков

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Почитайте статью 6 Закона, а именно пп.6 п.1 и п.4 этой статьи. Также для Вас пп.1 п.19 статьи 43.

  5. Дмитрий говорит:

    Добрый день!
    Не могли бы Вы пояснить на что распространяется последний абзац п.11 статьи 43 Закона: только на заключение договора о государственных закупках со сроком действия более одного финансового года, или на все Договоры, заключаемые указанными в данном абзаце способами?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Я думаю последний абзац п.11 статьи 43 никак не связан с первым абзацем этого пункта — так как в Правилах госзакупок это требование вообще «оторвано» от госзакупок со сроком действия более одного финансового года. Смотрите п.395 Правил и п.401 Правил.

  6. Серик говорит:

    Добрый ночи У меня такой вопрос я выиграл по цен.пред ремонт на 1.5 милл осталось экономия 1 милл теперь могу ли я на эту сумму заключить доп соглашения на другую работу

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Я не знаю ответа на Ваш вопрос, советую обратиться в с этим вопросом в Комитет по госзакупкам МинФина.

  7. Человек говорит:

    Добрый день!Подскажите пожалуйста в таком вопросе,ТОО выиграл тендер,результаты об итогах выигрыша обубликовали 31.05.16(вторник),далее заказчик в этот же день отправил договор,но поставщик подписал его 05.06.16(воскресенье),успели ли мы по срокам или нас занесли в реестр?сколько дней отведено на подписание договора 3?или 7дней?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Согласно п.3 статьи 43 Закона:
      Проект договора о государственных закупках должен быть удостоверен победителем государственных закупок способами конкурса, аукциона, запроса ценовых предложений посредством электронной цифровой подписи в течение трех рабочих дней со дня поступления на веб-портал государственных закупок уведомления с приложением проекта договора о государственных закупках.
      Согласно статьи 44 Закона:
      В случае если потенциальный поставщик, признанный победителем либо занявший второе место, в сроки, установленные настоящим Законом, не представил заказчику подписанный договор о государственных закупках или, заключив договор о государственных закупках, не внес обеспечение исполнения договора о государственных закупках и (или) сумму в соответствии со статьей 26 настоящего Закона, то такой потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках.
      Правила осуществления госзакупок (пункт 386) говорят о том же самом.
      Получается, что Вы не успели подписать договор в течении трех рабочих дней.
      К сожалению, скорее всего, организатор госзакупок отправит в Комитет по госзакупкам заявку на включение Вас в реестр — он просто обязан это сделать.

  8. Сержан говорит:

    Добрый день у меня такая проблема. При оформлении участии в тендре из за сбоя в сети была допущена ошибка в ценовом предложении. Вместо 36.190 065,1 было забито 6.190 065,1 и отправлено. Тендер выиграли. Каким образом мы можем аннулировать решение комисии конкурса. И чтоб нас не признала недобросовестным подрядчиком.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Я не знаю как в таком случае Вам поступить. Боюсь, здесь только два варианта — либо выполнять договор по ошибочно низкой цене, либо отказываться от подписания и попасть в реестр недобросовестных.

      • Сержан говорит:

        Общая сумма была 46 мл. мы ошибочно подали 6 мл. По закону нашу заявку должны были отклонить из за демпенговой цены. В законе по демпенговой цене она не должна превышать 70% у нас 86% Куму обратится что обжаловать решение конкурсной комиссии.

        • Бастық говорит:

          Добрый вечер!
          Обжалование регламентировано статьями 47 и 48 Закона. Если Вы действительно дали хоть и ошибочно демпинговую цену, то Вас не имеют права признавать победителем.
          Веб-портал должен автоматически отклонять демпинговые заявки…

          • Сержан говорит:

            Здравствуйте Мы ошибочно выиграли тендер нас признали победителям.Мы не подписали договор потому что сумма была ошибочно,нас внесли список РНУ. Писали жалобу на ИФК и провели камер контроль,ходе проверки установлены нарушения допущенные организатором факт необоснованного допуска нашу фирму.Указанные нарушения повлияли на итоги конкурса,в связи чем ИФК направил уведомления об устранении нарушений. Куда нам обратиться чтобы быстрее выйти из списка РНУ

            • Бастық говорит:

              Добрый день!
              Согласно Закона, в реестр недобросовестных, при отказе от подписания договора, вносит Комитет по государственным закупкам МинФина. По-моему мнению, туда и нужно Вам обращаться.

  9. Нурбол говорит:

    Здравствуйте! Наше ТОО внесли в список РНУ из за не подписания договора (сроки прошли, не успели подписать), не подскажете есть ли пути решения выхода из РНУ. Если есть то какие. Были случай выхода из РНУ, у нас есть хоть какие нибудь шансы? Заранее спасибо!

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Вас скорее всего Комитет по гозакупкам внёс в реестр — это нововведение нового Закона. Раньше это было бы через суд. Вы можете оспорить решение КГЗ в судебном порядке.
      Вообще, в судебных делах шанс есть всегда, решение то принимает человек (судья), все зависит от приводимых аргументов, но в данном случае, шансов мне видится мало — тут сложно на что-то ссылаться, есть срок для подписания в три рабочих дня, его более чем достаточно. Поэтому по этим вопросам право внесения в реестр и отдали КГЗ, т.к. сложно ошибиться: вышли сроки — автоматически вноси в реестр.
      Если для Вас это важно, то оспаривайте в суде, по-моему, это единственный вариант.

      • Нурбол говорит:

        Добрый день! Спасибо что ответили на предыдущий вопрос, у меня возник еще один вопрос, сможем ли мы отправить ценовые предложения, утверждать договора по выигранным тендерам? Заранее спасибо!

        • Бастық говорит:

          Добрый вечер!
          По-моему мнению, не имеете права — почитайте статью 6 Закона, а также п.19 статьи 43 Закона.

  10. Сауле говорит:

    Приложение 5 сведения о квалификации должны быть обязательно сформировано ? Ранее просто прикрепляла файлы PDF то есть сканы документов. 30 мая пыталась отправить заявку не уходит . сообщение сгенерируйте Приложение 5

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Если система требует что-то выполнить, то лучше попробуйте это сделать. Сам еще не сталкивался с этим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *