Опубликованы новые Правила дорожного движения

Источник: сайт «Zhobalau.kz»

27 декабря 2014 года в СМИ опубликовано постановление Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196 «Об утверждении Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам», которое вступает в силу с 7 января 2015 года (дата опубликования последней части + 10 календарных дней).

Данным документом вводятся в действие:

1) Правила дорожного движения;

2) Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;

3) Перечень оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам;

а также, согласно данному документу утрачивают силу Правила дорожного движения, утвержденные Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1997 года № 1650 «Об утверждении Правил дорожного движения Республики Казахстан, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц и участников дорожного движения по обеспечению безопасности дорожного движения и Перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам».

Требования, прописанные во вновь введенных Правилах дорожного движения (далее по тексту – ПДД) принципиально не отличаются от требований ранее действующих ПДД, что, естественно, логично. Однако в новых ПДД имеются ряд нововведений, которые направлены либо на увеличение безопасности участников дорожного движения, либо на восполнение пробелов ранее действовавших ПДД, либо на приведение в соответствие новых ПДД с Законом Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года «О дорожном движении».

Предлагаю ознакомится с данными нововведениями.

  1. Дополнительно появились несколько основных понятий в «Общих положениях» (раздел 1):

3) автомобиль — механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дорогам и перевозки по ним людей, грузов или оборудования, установленного на нем, или буксировки по дорогам транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, в том числе включая троллейбусы, за исключением сельскохозяйственных тракторов или механических транспортных средств, для которых перевозка людей и грузов является вспомогательной функцией;

14) клумба — участок земли в форме геометрической фигуры, на котором растения образуют узор или рисунок;

41) дневные ходовые огни — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток;

  1. В «Общих положениях» прописана обязанность соответствующих государственных органов уведомлять участников дорожного движения об изменениях в организации дорожного движения:

При изменении в организации дорожного движения на дорогах или отдельных участках дорог участники дорожного движения уведомляются через средства массовой информации (пункт 4 раздела 1).

  1. В пункте 5 «Общих положений» прописаны обязанности участников дорожного движения:
  2. Реализация прав одних участников дорожного движения не должна нарушать права других участников дорожного движения.

Участники дорожного движения обязаны:

1) знать и соблюдать Правила, требования Закона Республики Казахстан «О дорожном движении»;

2) выполнять требования сигналов регулировщика и светофора, дорожных знаков, дорожной разметки, которые применяются для регулировки дорожного движения, звуковых и световых сигналов, используемых при дорожных работах, специальных световых и звуковых сигналов транспортных средств оперативных и специальных служб;

3) создавать безопасные условия для дорожного движения, своими действиями или бездействием не причинять вреда другим участникам дорожного движения, их транспортным средствам и иному имуществу;

4) не повреждать и не загрязнять дорожное покрытие, не снимать дорожных знаков, не заслонять и не повреждать их, не устанавливать самовольно дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации дорожного движения;

5) не затруднять дорожное движение или не создавать угрозы его безопасности выбрасыванием, разгрузкой или оставлением на дороге предметов или материалов, мешающих движению, воздерживаться от любых действий, которые могут создавать помехи для дорожного движения, представлять опасность для людей или причинять ущерб имуществу;

6) принять меры в случае обнаружения или создания на дороге препятствия для дорожного движения по устранению этого препятствия, а если это невозможно — обозначить это препятствие в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» или иным способом, обеспечивающим безопасность дорожного движения, и сообщить о препятствии в уполномоченный орган по обеспечению безопасности дорожного движения или владельцам дорог;

7) действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми, не создавать препятствий и опасности для дорожного движения;

8) не допускать загрязнения дорог, в том числе не выбрасывать мусор, предметы, создающие опасность для движения, и иные предметы вне специально отведенных мест;

9) исполнять иные обязанности в сфере дорожного движения, установленные законами Республики Казахстан.

  1. В пункте 7 «Общих положений» описано право водителя ознакомится со служебным удостоверением лица, остановившего транспортное средство:
  2. В случае остановки транспортного средства лица, обладающие правом проверять у водителя транспортного средства документы или использовать транспортное средство, разъясняют причины остановки транспортного средства и предъявляют по требованию водителя, для ознакомления и установления фамилии и должности, служебное удостоверение без его передачи водителю.
  3. В разделе «Общие обязанности водителей» и в разделе «Обязанности пассажиров» прописана обязанность не покидать транспортное средство без разрешения сотрудника органов внутренних дел, остановившего транспортное средство:
  4. Водитель механического транспортного средства обязан:

3) не покидать транспортное средство без принятия мер, исключающих самопроизвольное движение транспортного средства, а также в случае его остановки сотрудником органов внутренних дел без его разрешения; 

  1. Пассажиры обязаны:

1) не покидать транспортное средство в случае остановки сотрудником органов внутренних дел без его разрешения;

  1. В разделе «Общие обязанности водителей» существенные изменения – в перечне документов, которые водитель должен иметь при себе и по требованию уполномоченных лиц передавать им для проверки отсутствует талон о прохождении обязательного технического осмотра транспортного средства. Это нововведение не отменяет обязанность прохождения обязательного технического осмотра транспортно средства, просто теперь сотрудники уполномоченных органов, при необходимости, будут проверять прохождение технического осмотра не по бумажному талону, а через электронную базу данных.
  2. В разделе «Общие обязанности водителей» внесено изменение относительно регистрации доверенности на право управления:

Водитель механического транспортного средства обязан:

1) иметь при себе и по требованию уполномоченных на то должностных лиц органов внутренних дел, органов транспортного контроля передавать им для проверки:

документ, подтверждающий право владения или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, с обязательной регистрацией физического лица, управляющего транспортным средством, переданным во временное владение и пользование, в уполномоченном органе — в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;

С 1 января 2015 года данная норма исключена из требований  Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» (изменения опубликованы 30 декабря 2014 года, т.е. после опубликования новых ПДД), поэтому (в случае противоречия двух нормативных актов действуют требования более высокого по иерархии — в данном случае Закон выше по иерархии постановления Правительства) данное требование новых ПДД уже не действует. Изменения в новые ПДД обещают внести в ближайшее время.

  1. Также в разделе «Общие обязанности водителей» теперь более подробно описаны обязанности водителя по недопущению к управлению своим транспортным средством лиц в состоянии опьянения:
  2. Водителю запрещается:

7) передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, кроме обучаемых вождению, не имеющим при себе водительское удостоверение (временное удостоверение, выданное взамен водительского удостоверения, и документ, удостоверяющий личность водителя) на право управления транспортным средством данной категории или не указанным в путевом (маршрутном) листе;

а также описан запрет на употребление алкогольных напитков и т.п. после ДТП, либо в промежутке времени между остановкой транспортного средства и проведением освидетельствования на состояние опьянения:

  1. Водителю запрещается:

11) употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника органов внутренних дел, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

  1. В разделе «Маневрирование» исключено требование об обеспечении безопасности при движении задним ходом, а также об обязанности водителя при движении задним ходом, при необходимости, прибегнуть к помощи других лиц. Отсутствие данного требования в новых ПДД вызывает действительно удивление, так как движение задним ходом является одним из сложных видов маневрирования, заведомо аварийных, особенно на грузовых автомобилях, автобусах и грузовых автомобилях с прицепами.
  2. В разделе «Скорость движения» теперь устанавливаются скоростные режимы, в том числе, и из-за наличия или отсутствия разделительной полосы на дорогах вне населенных пунктов (в населенных пунктах и жилых зонах скоростной режим прежний):
  3. Вне населенных пунктов разрешается движение:

1) легковым автомобилям и мотоциклам на автомагистралях — со скоростью, не превышающей, установленной соответствующим дорожным знаком 3.24, но не более 140 км/час, на дорогах, имеющих разделительную полосу, — не более 110 км/час, на остальных дорогах — не более 100 км/час;

2) грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более трех тысяч пятьсот килограмм, междугородним автобусам, микроавтобусам на автомагистралях — не более 110 км/ч, на дорогах, имеющих разделительную полосу, — не более 100 км/час, на остальных дорогах — не более 90 км/час;

3) другим автобусам, в том числе осуществляющим организованные перевозки групп детей, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более трех тысяч пятьсот килограмм на автомагистралях — не более 90 км/ч, на дорогах, имеющих разделительную полосу, — не более 80 км/час, на остальных дорогах — не более 70 км/час.

  1. В разделе «Остановка и стоянка» появилось, наверное, самое обсуждаемое в настоящее время требование:
  2. Стоянка запрещается:

2) на дорогах и улицах населенных пунктов, кроме специально отведенных для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками и указателями;

С 1 января 2015 года данная норма исключена из требований  Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» (изменения опубликованы 30 декабря 2014 года, т.е. после опубликования новых ПДД), поэтому (в случае противоречия двух нормативных актов действуют требования более высокого по иерархии — в данном случае Закон выше по иерархии постановления Правительства) данное требование новых ПДД уже не действует. Изменения в новые ПДД обещают внести в ближайшее время.

  1. В разделе «Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами» появилось требование об обязательном включении в светлое время суток, в населенных пунктах и вне их, фар ближнего света, либо противотуманных фар, либо дневных ходовых огней:
  2. Противотуманные фары могут использоваться:

3) вместо ближнего света фар в условиях, предусмотренных пунктом 7 настоящего раздела.

  1. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения включаются фары ближнего света или дневные ходовые огни.
  2. В разделе «Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами» появилось требование о включении проблескового маячка на передвижных КПП органов транспортного контроля:
  3. Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета включается на …., транспортных средствах передвижных контрольно-пропускных пунктов органов транспортного контроля при несении службы на дорогах.
  4. В разделе «Учебная езда» ужесточилось требование к водительскому стажу обучающего:
  5. Обучающий имеет при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории и водительский стаж более пяти лет, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а обучаемый — документ, удостоверяющий личность, и справку о прохождении медицинского освидетельствования на годность к управлению транспортным средством данной категории.
  6. В разделе «Учебная езда» исчезло требование о минимальном возрасте обучаемого как на автомобиле, так и на мотоцикле.
  7. Также в разделе «Учебная езда» появилось требование о проведении учебной езды только по маршрутам на дорогах общего пользования, согласованным с уполномоченным органом:
  8. Обучение вождению транспортного средства на дорогах общего пользования осуществляется только по маршрутам, согласованным с уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

В ранее действовавших ПДД, учебная езда могла только запрещаться на определенных дорогах общего пользования.

  1. В разделе «Перевозка пассажиров» ужесточились требования к возрасту водителей и их стажу:
  2. К перевозке пассажиров в кузове грузового автомобиля допускаются водители двадцатипятилетнего возраста, имеющие удостоверение на право управления транспортными средствами категории «С» (при перевозке более 8 человек, включая пассажиров в кабине, — категории «С» и «D») и стаж управления транспортными средствами данной категории более пяти лет.

Примечание. Допуск военных водителей к перевозке пассажиров осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

К перевозкам пассажиров автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя (подкатегория «D1»), допускаются лица достигшие двадцатиоднолетнего возраста и имеющие стаж работы водителем не менее трех лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «С1», не менее одного года.

К перевозкам пассажиров автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя (категория «D»), допускаются лица, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к подкатегории «D1», не менее трех лет.

  1. В разделе «Перевозка пассажиров» более конкретно регламентируется процесс посадки/высадки пассажиров:
  2. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства на обозначенном остановочном пункте, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.
  3. В разделе «Перевозка пассажиров» отсутствует норма об исключении детей до 12 лет при подсчете пассажиров в транспортном средстве – теперь если автомобиль заводом-изготовителем предусмотрен для перевозки определенного количества пассажиров, то в это количество включаются в том числе и дети до 12 лет.
  4. В разделе «Перевозка пассажиров» появилось требование о запрете перевозки пассажиров нерегулярными перевозками в ночное время:
  5. Запрещается перевозить пассажиров:

5) в ночное время (с 23 часов до 06 часов утра) посредством нерегулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами и микроавтобусами в междугородном, межобластном, межрайонном (междугородном внутриобластном) и международном сообщениях.

  1. В разделе «Перевозка пассажиров» появилось требование об обязательном использовании специального детского удерживающего устройства или иных средств при перевозке детей до 12 лет:
  2. Запрещается перевозить детей до 12 лет:

2) при отсутствии специального детского удерживающего устройства или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сидении механического транспортного средства при отсутствии специального детского удерживающего устройства.

  1. В разделе «Перевозка пассажиров» исключено требование об обязательном присутствии в автобусе, перевозящем организованную группу детей, взрослого сопровождающего.
  2. В разделе «Перевозка грузов» изменены требования к перевозке грузов:
  3. Перевозка груза допускается при условии, что он:

1) размещен и, в случае необходимости, закреплен на транспортном средстве таким образом, чтобы он не подвергал опасности людей и не наносил ущерба государственному, общественному или личному имуществу;

2) не ограничивает водителю обзор и видимость;

3) не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;

4) не закрывает внешние световые приборы, включая стоп-сигнал и указатели поворота, светоотражающих приспособлений, государственных регистрационных номерных знаков и отличительного знака государства регистрации, которые должны быть на транспортном средстве, или не закрывал сигналов, подаваемых рукой;

5) не производил неудобств, которых можно избежать.

Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан устранить нарушения перечисленных правил перевозки, а если устранение невозможно — прекратить дальнейшее движение.

  1. В разделе «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов,
    гужевых повозок, а также прогону животных» исключено требование к минимальному возрасту велосипедиста, водителя гужевой повозки (саней), погонщика вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам.
  2. В разделе «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов,
    гужевых повозок, а также прогону животных» исключена возможность перевозить на велосипеде и мопеде в качестве пассажиров детей до семи лет.
  3. В новых ПДД появился целый раздел «Обеспечение движения людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»:
  4. Организация движения людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и стоянки обслуживающих их транспортных средств:

1) на транспортные средства, управляемые водителями с нарушениями опорно-двигательного аппарата или водителями транспортных средств, обслуживающих людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепых, не распространяются действия знаков 3.28, 3.29, 3.30;

2) транспортные средства, управляемые водителями с нарушением опорно-двигательного аппарата или водителями транспортных средств, обслуживающих людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, должны быть оборудованы соответствующими механизмами для управления и (или) приспособлениями;

3) в случае, если со знаком 5.15 установлен знак 7.17, действие дорожного знака 5.15 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлены опознавательные знаки «Инвалид»;

4) в случае, если с запрещающими либо предписывающими знаками установлен знак 7.18, то действие данных дорожных знаков не распространяется на мотоколяски и автомобили, на которых установлены опознавательные знаки «Инвалид».

  1. Водители с нарушением опорно-двигательного аппарата, управляющие транспортными средствами с опознавательными знаками «Инвалид», имеют право:

1) останавливать и ставить транспортное средство в населенных пунктах в зоне действия дорожных знаков, запрещающих остановку или стоянку, при условии, что стоящее транспортное средство полностью располагается на тротуаре таким образом, чтобы для движения пешеходов оставалась свободная полоса шириной не менее полутора метров. Данное правило не действует на участках дороги, обозначенных запрещающей остановку дорожной разметкой;

2) ставить транспортное средство в зоне действия знаков, запрещающих стоянку, на местах стоянки с ограниченным временем свыше предусмотренного срока и на дорогах на дворовой территории за пределами мест стоянки при условии, что это не создает помех для пешеходов и не лишает другие транспортные средства возможности движения.

  1. Водители транспортных средств, с опознавательными знаками «Инвалид», обслуживающих людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепых, останавливают транспортное средство в населенных пунктах в зоне действия дорожных знаков, запрещающих остановку, для посадки или высадки людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепых.
  2.  Водитель транспортного средства, с опознавательными знаками «Инвалид», обслуживающего человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепого, который ведет за руку человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепого к месту назначения и обратно, останавливает транспортное средство в населенных пунктах на условиях, указанных в подпункте 1) пункта 2 настоящего раздела.

Ознакомиться с полным текстом новых Правил дорожного движения можно здесь.

Запись опубликована в рубрике Zhobalau.kz, Автодороги, Другие НПА, Законодательство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *