Опубликован новый закон «О государственных закупках»

Источник: сайт «Zhobalau.kz»

8 декабря 2015 года в СМИ опубликован Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК «О государственных закупках», который вступает в силу с 1 января 2016 года, за исключением некоторых статей, которые вступают в силу позже.
Данный документ вводиться взамен Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года N 303-III «О государственных закупках».
Хотелось бы рассмотреть некоторые нововведения, принятые в новом документе, относительно требований старого. Для удобства изложения, новый документ в тексте статьи будет обозначаться как ЗРК «О госзакупках-2015», а ранее действовавший — ЗРК «О госзакупках-2007».

1. В ЗРК «О госзакупках-2015», в отличии от ЗРК «О госзакупках-2007», четко прописаны права и обязанности потенциального поставщика, занявшего второе место по итогам конкурса. А именно прописано, что поставщик, занявший второе место, при уклонении победителя конкурса от подписания договора, обязан подписать договор о государственных закупках, внести обеспечение исполнения договора, и (или) сумму, в соответствии со статьей 26 ЗРК «О госзакупках-2015». В противном случае, поставщик, занявший второе место, также признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках, ему не возвращается обеспечение заявки на участие в конкурсе, он вносится в реестр недобросовестных участников государственных закупок (статья 44 ЗРК «О госзакупках-2015»).

2. Изменен порядок внесения недобросовестных поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Теперь потенциальные поставщики, определенные победителями (потенциальные поставщики, занявшие второе место), и уклонившиеся от заключения договора о государственных закупках, вносятся в указанный реестр не по решению суда, а по решению Уполномоченного органа — Комитета по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан. Срок недопущения к государственным закупкам для таких поставщиков остался прежним — 24 месяца.
Поставщики, которые были признаны победителями, с которыми был заключен договор о государственных закупках, и которые, как выяснилось позднее, нарушили квалификационные требования или конкурсные требования, а также поставщики не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках, вносятся с указанные реестр как и ранее — решением суда.
Данное нововведение выглядит вполне логичным, т.к. уклонение от заключения договора, как говорится, «лежит на поверхности» и его доказательство не требует такого сбора материалов, как, например, доказательство ненадлежащего исполнения обязательств по договору о государственных закупках.
Также в ЗРК «О госзакупках-2015» отсутствует норма о возможности заказчику обратиться в суд с иском о понуждении уклоняющегося поставщика заключить договор о государственных закупках, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора о государственных закупках. В ЗРК «О госзакупках-2007» у заказчика такая возможность была.

3. Появилась очень интересная норма в ЗРК «О госзакупках-2015»:

Статья 26. Антидемпинговые меры при осуществлении государственных закупок способом конкурса.
При осуществлении государственных закупок способом конкурса допускается представление демпинговой цены при условии внесения потенциальным поставщиком дополнительно к обеспечению исполнения договора суммы в размере, равном сниженной сумме от минимальной допустимой цены, не признаваемой демпинговой.

Данная сумма должна быть внесена поставщиком в течении 10 рабочих дней с момента заключения договора о государственных закупках, и вносится она в качестве гарантии того, что он надлежащим образом исполнит свои обязательства по заключенному с ним договору о государственных закупках. Соответственно, если эта сумма не вносится поставщиков в установленные сроки, то данный поставщик признается уклонившимся от заключения договора, со всеми последствиями указанными выше (включение в реестр недобросовестных участников государственных закупок).
Также интересно, что сумма, внесенная поставщиком в соответствии со статьей 26 ЗРК «О госзакупках-2015», не возвращается заказчиком поставщику в случае расторжения договора о государственных закупках в связи с неисполнением поставщиком договорных обязательств — она зачисляется в доход соответствующих бюджетов государственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат государству, или аффилиированных с ними юридических лиц.

4. В статье 6 ЗРК «О госзакупках-2015» появилась такая норма:

1. Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:
2) потенциальный поставщик и (или) его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные и (или) иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве генерального проектировщика либо субпроектировщика в разработке технико-экономического обоснования и (или) проектной (проектно-сметной) документации на строительство объекта, являющегося предметом проводимых государственных закупок, за исключением участия разработчика технико-экономического обоснования в государственных закупках по разработке проектной (проектно-сметной) документации.
Данное требование не распространяется на проекты, реализуемые в соответствии с международными стандартами строительства;

Данное исключение скорее всего введено для объектов международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан (EXPO-2017 в Астане), а также для объектов промышленных предприятий на территории специальных экономических зон Республики Казахстан, на которых, согласно статьи 27-1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» допускается применение международных стандартов строительства.

5. В ЗРК «О госзакупках-2015» появился новый способ осуществления государственных закупок — конкурс с предварительным квалификационным отбором.
В статье 20 ЗРК «О госзакупках-2015» сказано, что в государственных закупках способом конкурса с предварительным квалификационным отбором участвуют потенциальные поставщики, включенные в реестр квалифицированных потенциальных поставщиков, создание которого также является нововведением нового документа. В ЗРК «О госзакупках-2015» новому способу осуществления государственных закупок посвящена статья 31, которая вступает в силу позже остальных статьей документа — с 1 апреля 2016 года:

Статья 31. Особенности осуществления государственных закупок способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.
1. Государственные закупки способом конкурса с предварительным квалификационным отбором осуществляются по перечню товаров, работ, услуг, утвержденному уполномоченным органом.
2. Государственные закупки способом конкурса с предварительным квалификационным отбором осуществляются в следующей последовательности:
1) на первом этапе уполномоченным органом с участием представителей Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и иных некоммерческих организаций формируется реестр квалифицированных потенциальных поставщиков;
2) на втором этапе заказчиком осуществляются государственные закупки способом конкурса среди потенциальных поставщиков, включенных в реестр квалифицированных потенциальных поставщиков.
3. Требования, предъявляемые к осуществлению государственных закупок способом конкурса с применением предварительного квалификационного отбора, конкурсной документации, предварительному обсуждению, извещению об осуществлении государственных закупок, заявке на участие в конкурсе, ее рассмотрению, представлению демпинговой цены, протоколу об итогах государственных закупок с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, определяются по правилам статей 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27 и 28 настоящего Закона.
4. Порядок осуществления государственных закупок способом конкурса с предварительным квалификационным отбором определяется правилами осуществления государственных закупок.

6. В ЗРК «О госзакупках-2015» появилось понятие «мониторинг государственных закупок», которому посвящена статья 19:

Статья 19. Мониторинг государственных закупок
1. Мониторинг государственных закупок осуществляется на основе сбора, обобщения, анализа, систематизации и оценки информации об осуществлении государственных закупок.
2. Мониторинг государственных закупок осуществляется уполномоченным органом посредством веб-портала государственных закупок и на основе содержащейся в нем информации.
3. По результатам мониторинга государственных закупок уполномоченный орган направляет ежегодный отчет о государственных закупках в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан.
4. Правила подготовки ежегодного отчета о государственных закупках утверждаются уполномоченным органом.

7. В ЗРК «О госзакупках-2015» изменен порядок утверждения конкурсной документации, а также порядок разъяснения положений конкурсной документации — вводится понятие «предварительного обсуждения проекта конкурсной документации». Если в ранее действовавшем ЗРК «О госзакупках-2007» был такой порядок:
-утверждение заказчиком конкурсной документации;
-размещении конкурсной документации на веб-портале государственных закупок;
-разъяснение положений конкурсной документации при обращении заинтересованных лиц, и, при необходимости, внесение изменений и дополнений в конкурсную документацию.
Теперь же, в ЗРК «О госзакупках-2015», порядок изменился:
-утверждение заказчиком проекта конкурсной документации;
-в рамках стадии предварительного обсуждения проекта конкурсной документации производится размещение проекта конкурсной документации на веб-портале государственных закупок; при наличии запросов от поставщиков производятся разъяснения положений конкурсной документации, либо вносятся изменения и (или) дополнения в проект конкурсной документации; размещается на веб-портале государственных закупок протокола предварительного обсуждения проекта конкурсной документации;
-утверждение заказчиком конкурсной документации;
-размещение на веб-портале государственных закупок объявления об осуществлении государственных закупок способом конкурса.

8. Согласно статье 25 ЗРК «О госзакупках-2015», потенциальному поставщику, признанному участником конкурса, и не предоставившему в установленный срок либо отозвавшему свое конкурсное ценовое предложение, в отличии от требований ЗРК «О госзакупках-2007», возвращается организатором обеспечение заявки на участие в данном конкурсе.

9. Согласно статье 29 ЗРК «О госзакупках-2015», теперь:

1. Государственные закупки способом конкурса признаются несостоявшимися по одному из следующих оснований:
1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе;
2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе;
3) если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
4) если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.

При этом,

3. По несостоявшимся государственным закупкам способом конкурса заказчик осуществляет государственные закупки способом из одного источника в случаях:
1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе. При этом потенциальный поставщик, которому направляется приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника, определяется заказчиком;
2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе. Цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика, указанного в заявке на участие в конкурсе;
3) если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе с наименьшей ценой с учетом условной скидки, за исключением лица, нарушившего требования статьи 6 настоящего Закона;
4) если к участию в конкурсе допущен только один потенциальный поставщик. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, допущенному на участие в конкурсе на условиях, предусмотренных его заявкой, и цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать его конкурсное ценовое предложение.

При государственных закупках способом аукциона основания признания закупок несостоявшимися и дальнейшие действия заказчика аналогичны.

10. Очень интересное нововведение вводится согласно статье 37 ЗРК «О госзакупках-2015»:

4. Не допускается осуществление государственных закупок способом запроса ценовых предложений товаров, работ, услуг, поставка (выполнение, оказание) которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

Соответственно, теперь государственные закупки на проектные, изыскательские, строительно-монтажные работы стало невозможно проводить способом запроса ценовых предложений, т.к. указанные виды деятельности требуют предварительного получения разрешения первой категории — лицензии.

11. Еще одно нововведение ЗРК «О госзакупках-2015» при осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений (статья 38):

7. Если в течение срока представления ценовых предложений представлено только одно ценовое предложение потенциального поставщика, такие государственные закупки автоматически веб-порталом государственных закупок признаются несостоявшимися и организатор государственных закупок осуществляет государственные закупки способом из одного источника у этого потенциального поставщика. При этом цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать ценовое предложение потенциального поставщика.

Ранее, согласно ЗРК «О госзакупках-2007», при таких обстоятельствах, закупки способом запроса ценовых предложений проводились повторно.

Естественно, автор статьи указал не все нововведения ЗРК «О госзакупках-2015», однако постарался все же отразить на его взгляд самые существенные из них.

С полным текстом ЗРК «О госзакупках-2015» можно ознакомиться здесь.


Еще материалы по данной теме:

Текст ЗРК «О госзакупках-2007» здесь.

Статья о новых «Правилах осуществления государственных закупок» здесь.

Статья о новых «Правилах формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок» здесь.

Статья о «Правилах осуществления государственных закупок с применением особого порядка» здесь.

Запись опубликована в рубрике Zhobalau.kz, Бюджет, Законодательство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

114 комментариев на «Опубликован новый закон «О государственных закупках»»

  1. Абай говорит:

    Басеке еще раз здравствуйте! Вот как и обещал даю вам информацию:
    В соответствии с  пп. 1) п. 19 статьи 43 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее – Закон), договор должен содержать условие о его расторжении на любом этапе в случае выявления нарушения ограничений, предусмотренных статьей 6  Закона.
    Такая же норма о расторжении договора о государственных закупках  на любом этапе в случае выявления  нарушения ограничений, предусмотренных статьей 6 Закона, установлено в  пп. 1) п. 416 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных Приказом Министра финансов № 648 от 11 декабря 2016 г. 
    Настоящее требование распространяется на потенциальных поставщиков, которые принимают участие в государственных закупках, они не вправе в них участвовать, если включены в Реестр. Такая норма не распространяется на поставщиков,  включенных в Реестр недобросовестных участников государственных закупок по основаниям, не связанным с участием в государственных закупках, по итогам которых заключен данный договор.
    Таким образом, договор, заключенный с поставщиками, включенными в Реестр недобросовестных участников государственных закупок по основаниям, не связанным с участием в государственных закупках, по итогам которых заключен данный договор, расторжению не подлежит.
    И вот что прописано у всех договорах о госзакупках- п. 8.4 Договор о государственных закупках должен содержать условие о его расторжении на любом этапе в случае выявления одного из следующих фактов:
    1) выявления нарушения ограничений, предусмотренных статьей 6 Закона в отношении закупки, на основании которой заключен данный Договор;
    То есть я думаю, что заказчик не имеет право расторгать уже подписанный договор заключенный до включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Какое будет ваше мнение. Может я ошибаюсь, чего то не допонимаю. С ув. Абай. Дайте пожалуйста ответ.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Вообще странная ситуация — в Законе и Правилах сказано что договор должен расторгаться в любом случае, а в приложении к этим же Правилам в Типовом договоре — что уже заключенный договор, если поставщик включается в Реестр не из-за проблем с этим договором, не расторгается.
      Есть комментарии председателя Комитета по госзакупкам и министра финансов по этому поводу — вот и вот, они тоже говорят, что расторгать нельзя.
      Мое мнение таково — ввиду того, что в договоре между заказчиком и поставщиком сказано, что для расторжения нет оснований, то я думаю что так и нужно поступать заказчику (в рамках договора) — НЕ расторгать договор.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным. Для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по госзакупкам МинФина.

  2. Абай говорит:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, в случае, если поставщик включен в реестр недобросовестных участников, должен ли  заказчик расторгнуть договор о госзакупках, заключенный до включения такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Выскажу свое мнение.
      Согласно п.19 статьи 43 Закона:
      19. Договор о государственных закупках должен содержать условие о его расторжении на любом этапе в случае выявления одного из следующих фактов:
      1) нарушения ограничений, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона;

      А статья 6 в свою очередь говорит:
      1. Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:
      6) потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок;

      Поэтому, по-моему мнению, в Вашем случае договор о госзакупках должен быть расторгнут.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным. Для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по госзакупкам МинФина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *