Опубликован новый закон «О государственных закупках»

Источник: сайт «Zhobalau.kz»

8 декабря 2015 года в СМИ опубликован Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК «О государственных закупках», который вступает в силу с 1 января 2016 года, за исключением некоторых статей, которые вступают в силу позже.
Данный документ вводиться взамен Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года N 303-III «О государственных закупках».
Хотелось бы рассмотреть некоторые нововведения, принятые в новом документе, относительно требований старого. Для удобства изложения, новый документ в тексте статьи будет обозначаться как ЗРК «О госзакупках-2015», а ранее действовавший — ЗРК «О госзакупках-2007».

1. В ЗРК «О госзакупках-2015», в отличии от ЗРК «О госзакупках-2007», четко прописаны права и обязанности потенциального поставщика, занявшего второе место по итогам конкурса. А именно прописано, что поставщик, занявший второе место, при уклонении победителя конкурса от подписания договора, обязан подписать договор о государственных закупках, внести обеспечение исполнения договора, и (или) сумму, в соответствии со статьей 26 ЗРК «О госзакупках-2015». В противном случае, поставщик, занявший второе место, также признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках, ему не возвращается обеспечение заявки на участие в конкурсе, он вносится в реестр недобросовестных участников государственных закупок (статья 44 ЗРК «О госзакупках-2015»).

2. Изменен порядок внесения недобросовестных поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Теперь потенциальные поставщики, определенные победителями (потенциальные поставщики, занявшие второе место), и уклонившиеся от заключения договора о государственных закупках, вносятся в указанный реестр не по решению суда, а по решению Уполномоченного органа — Комитета по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан. Срок недопущения к государственным закупкам для таких поставщиков остался прежним — 24 месяца.
Поставщики, которые были признаны победителями, с которыми был заключен договор о государственных закупках, и которые, как выяснилось позднее, нарушили квалификационные требования или конкурсные требования, а также поставщики не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках, вносятся с указанные реестр как и ранее — решением суда.
Данное нововведение выглядит вполне логичным, т.к. уклонение от заключения договора, как говорится, «лежит на поверхности» и его доказательство не требует такого сбора материалов, как, например, доказательство ненадлежащего исполнения обязательств по договору о государственных закупках.
Также в ЗРК «О госзакупках-2015» отсутствует норма о возможности заказчику обратиться в суд с иском о понуждении уклоняющегося поставщика заключить договор о государственных закупках, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора о государственных закупках. В ЗРК «О госзакупках-2007» у заказчика такая возможность была.

3. Появилась очень интересная норма в ЗРК «О госзакупках-2015»:

Статья 26. Антидемпинговые меры при осуществлении государственных закупок способом конкурса.
При осуществлении государственных закупок способом конкурса допускается представление демпинговой цены при условии внесения потенциальным поставщиком дополнительно к обеспечению исполнения договора суммы в размере, равном сниженной сумме от минимальной допустимой цены, не признаваемой демпинговой.

Данная сумма должна быть внесена поставщиком в течении 10 рабочих дней с момента заключения договора о государственных закупках, и вносится она в качестве гарантии того, что он надлежащим образом исполнит свои обязательства по заключенному с ним договору о государственных закупках. Соответственно, если эта сумма не вносится поставщиков в установленные сроки, то данный поставщик признается уклонившимся от заключения договора, со всеми последствиями указанными выше (включение в реестр недобросовестных участников государственных закупок).
Также интересно, что сумма, внесенная поставщиком в соответствии со статьей 26 ЗРК «О госзакупках-2015», не возвращается заказчиком поставщику в случае расторжения договора о государственных закупках в связи с неисполнением поставщиком договорных обязательств — она зачисляется в доход соответствующих бюджетов государственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат государству, или аффилиированных с ними юридических лиц.

4. В статье 6 ЗРК «О госзакупках-2015» появилась такая норма:

1. Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:
2) потенциальный поставщик и (или) его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные и (или) иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве генерального проектировщика либо субпроектировщика в разработке технико-экономического обоснования и (или) проектной (проектно-сметной) документации на строительство объекта, являющегося предметом проводимых государственных закупок, за исключением участия разработчика технико-экономического обоснования в государственных закупках по разработке проектной (проектно-сметной) документации.
Данное требование не распространяется на проекты, реализуемые в соответствии с международными стандартами строительства;

Данное исключение скорее всего введено для объектов международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан (EXPO-2017 в Астане), а также для объектов промышленных предприятий на территории специальных экономических зон Республики Казахстан, на которых, согласно статьи 27-1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» допускается применение международных стандартов строительства.

5. В ЗРК «О госзакупках-2015» появился новый способ осуществления государственных закупок — конкурс с предварительным квалификационным отбором.
В статье 20 ЗРК «О госзакупках-2015» сказано, что в государственных закупках способом конкурса с предварительным квалификационным отбором участвуют потенциальные поставщики, включенные в реестр квалифицированных потенциальных поставщиков, создание которого также является нововведением нового документа. В ЗРК «О госзакупках-2015» новому способу осуществления государственных закупок посвящена статья 31, которая вступает в силу позже остальных статьей документа — с 1 апреля 2016 года:

Статья 31. Особенности осуществления государственных закупок способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.
1. Государственные закупки способом конкурса с предварительным квалификационным отбором осуществляются по перечню товаров, работ, услуг, утвержденному уполномоченным органом.
2. Государственные закупки способом конкурса с предварительным квалификационным отбором осуществляются в следующей последовательности:
1) на первом этапе уполномоченным органом с участием представителей Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и иных некоммерческих организаций формируется реестр квалифицированных потенциальных поставщиков;
2) на втором этапе заказчиком осуществляются государственные закупки способом конкурса среди потенциальных поставщиков, включенных в реестр квалифицированных потенциальных поставщиков.
3. Требования, предъявляемые к осуществлению государственных закупок способом конкурса с применением предварительного квалификационного отбора, конкурсной документации, предварительному обсуждению, извещению об осуществлении государственных закупок, заявке на участие в конкурсе, ее рассмотрению, представлению демпинговой цены, протоколу об итогах государственных закупок с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, определяются по правилам статей 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27 и 28 настоящего Закона.
4. Порядок осуществления государственных закупок способом конкурса с предварительным квалификационным отбором определяется правилами осуществления государственных закупок.

6. В ЗРК «О госзакупках-2015» появилось понятие «мониторинг государственных закупок», которому посвящена статья 19:

Статья 19. Мониторинг государственных закупок
1. Мониторинг государственных закупок осуществляется на основе сбора, обобщения, анализа, систематизации и оценки информации об осуществлении государственных закупок.
2. Мониторинг государственных закупок осуществляется уполномоченным органом посредством веб-портала государственных закупок и на основе содержащейся в нем информации.
3. По результатам мониторинга государственных закупок уполномоченный орган направляет ежегодный отчет о государственных закупках в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан.
4. Правила подготовки ежегодного отчета о государственных закупках утверждаются уполномоченным органом.

7. В ЗРК «О госзакупках-2015» изменен порядок утверждения конкурсной документации, а также порядок разъяснения положений конкурсной документации — вводится понятие «предварительного обсуждения проекта конкурсной документации». Если в ранее действовавшем ЗРК «О госзакупках-2007» был такой порядок:
-утверждение заказчиком конкурсной документации;
-размещении конкурсной документации на веб-портале государственных закупок;
-разъяснение положений конкурсной документации при обращении заинтересованных лиц, и, при необходимости, внесение изменений и дополнений в конкурсную документацию.
Теперь же, в ЗРК «О госзакупках-2015», порядок изменился:
-утверждение заказчиком проекта конкурсной документации;
-в рамках стадии предварительного обсуждения проекта конкурсной документации производится размещение проекта конкурсной документации на веб-портале государственных закупок; при наличии запросов от поставщиков производятся разъяснения положений конкурсной документации, либо вносятся изменения и (или) дополнения в проект конкурсной документации; размещается на веб-портале государственных закупок протокола предварительного обсуждения проекта конкурсной документации;
-утверждение заказчиком конкурсной документации;
-размещение на веб-портале государственных закупок объявления об осуществлении государственных закупок способом конкурса.

8. Согласно статье 25 ЗРК «О госзакупках-2015», потенциальному поставщику, признанному участником конкурса, и не предоставившему в установленный срок либо отозвавшему свое конкурсное ценовое предложение, в отличии от требований ЗРК «О госзакупках-2007», возвращается организатором обеспечение заявки на участие в данном конкурсе.

9. Согласно статье 29 ЗРК «О госзакупках-2015», теперь:

1. Государственные закупки способом конкурса признаются несостоявшимися по одному из следующих оснований:
1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе;
2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе;
3) если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
4) если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.

При этом,

3. По несостоявшимся государственным закупкам способом конкурса заказчик осуществляет государственные закупки способом из одного источника в случаях:
1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе. При этом потенциальный поставщик, которому направляется приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника, определяется заказчиком;
2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе. Цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика, указанного в заявке на участие в конкурсе;
3) если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе с наименьшей ценой с учетом условной скидки, за исключением лица, нарушившего требования статьи 6 настоящего Закона;
4) если к участию в конкурсе допущен только один потенциальный поставщик. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, допущенному на участие в конкурсе на условиях, предусмотренных его заявкой, и цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать его конкурсное ценовое предложение.

При государственных закупках способом аукциона основания признания закупок несостоявшимися и дальнейшие действия заказчика аналогичны.

10. Очень интересное нововведение вводится согласно статье 37 ЗРК «О госзакупках-2015»:

4. Не допускается осуществление государственных закупок способом запроса ценовых предложений товаров, работ, услуг, поставка (выполнение, оказание) которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

Соответственно, теперь государственные закупки на проектные, изыскательские, строительно-монтажные работы стало невозможно проводить способом запроса ценовых предложений, т.к. указанные виды деятельности требуют предварительного получения разрешения первой категории — лицензии.

11. Еще одно нововведение ЗРК «О госзакупках-2015» при осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений (статья 38):

7. Если в течение срока представления ценовых предложений представлено только одно ценовое предложение потенциального поставщика, такие государственные закупки автоматически веб-порталом государственных закупок признаются несостоявшимися и организатор государственных закупок осуществляет государственные закупки способом из одного источника у этого потенциального поставщика. При этом цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать ценовое предложение потенциального поставщика.

Ранее, согласно ЗРК «О госзакупках-2007», при таких обстоятельствах, закупки способом запроса ценовых предложений проводились повторно.

Естественно, автор статьи указал не все нововведения ЗРК «О госзакупках-2015», однако постарался все же отразить на его взгляд самые существенные из них.

С полным текстом ЗРК «О госзакупках-2015» можно ознакомиться здесь.


Еще материалы по данной теме:

Текст ЗРК «О госзакупках-2007» здесь.

Статья о новых «Правилах осуществления государственных закупок» здесь.

Статья о новых «Правилах формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок» здесь.

Статья о «Правилах осуществления государственных закупок с применением особого порядка» здесь.

Запись опубликована в рубрике Zhobalau.kz, Бюджет, Законодательство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Опубликован новый закон «О государственных закупках»»

  1. Тимур Наурызбаев говорит:

    Добрый день!
    подскажите пожалуйста, участвуем в конкурсе на СМР. В приложении 2 есть только сметы утвержденные Заказчиком. Проекта нет. Нашу заявка была отклонена по причине несоответствия квалификационным требованиям, а именно нам было предложена следующее Обоснование причин отклонения: «Дополнить сведения о трудовых ресурсах, в части документов о квалификации., Дополнить сведения об объеме выполненных работ Поставщиком в течение последних десяти лет, аналогичных (схожих) закупаемым на конкурсе, с приложением электронных копий подтверждающих документов. Дополнить сведения о наличии материальных ресурсов необходимых для выполнения работ с приложением электронных копий подтверждающих документов для выполнения работ по конкурсу.» Однако Заказчик не прикладывал никаких дополнительных требований к конкурсной документации, кроме Смет упомянутых выше. Подскажите, правомерно ли было данное решение конкурсной комиссии.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Обычно в конкурсной документации четко все прописано о требованиях к поставщику — это типовая конкурсная документация, организатор не мог ее изменить. В ней есть приложение — «Сведения о квалификации», которое Вы должны заполнить для участия в конкурсе. В этих «Сведениях» есть графа «Объем выполненных потенциальным поставщиком работ в течение последних десяти лет, аналогичных (схожих) закупаемым на конкурсе, с приложением электронных копий подтверждающих документов (заполняется в случае наличия)», которую Вы должны были заполнить. По поводу требования Заказчика о наличии материальных ресурсов, документах о квалификации трудовых ресурсов — это требование неправомерно, так как это подтверждается Вашей лицензией и об этом сказано также в примечаниях к «Сведениям».
      Вам нужно еще раз изучить конкурсную документацию, если всего это не было в ней, то, по-моему мнению, можно подавать жалобу. Но, повторяю, это типовая конкурсная документация, там организатору сложно что-то не указать, забыть вложить и т.п.
      Это мое личное мнение.

  2. Надира говорит:

    Добрый день! Такой вопрос: Проведен конкурс на 1,5 млрд.тенге. Потенциальный поставщик дал цену ниже демпинга на 12% (т.е. 17% общая скидка, демпинг — 5%), соотв-но принял на себя обязательство о дополнительном обеспечении на сумму разницы (т.е. на сумму порядка 200 млн.тенге). Конкурс признан несостоявшимся ввиду допуска только одного участника и данный участник был приглашен к закупкам способом из одного источника. В проекте договора, при приглашении на закупку указана была графа по обеспечению согласно ст.26, а уже при заключении договора и подписании данный пункт был удален. Таким образом сумма обеспечения исполнения договора указана только в размере 3% от суммы (порядка 45 млн. тенге) , а сумма обеспечения по ст.26, т.е. 200 млн.тенге не включена. Обе стороны договор подписали. В законе указаны случаи, при которых обеспечение не вносится и данный случай не подпадает под норму исключения, действия как заказчика так и подрядчика расцениваются как коррупционное правонарушение, при котором грубо нарушается законодательство в сфере гос.закупок. Согласно, ответу Минфина, данное обеспечение не должно быть исключено, написали жалобу в ДВГА, далее по закону ДВГА должны вынести решение о выявленных нарушениях со всеми вытекающими последствиями (расторжение договора, внесение в реестр недобросовестных).

    Ввиду того, что имеет место лоббирование интересов поставщика с кем договор уже заключен — законно ли будет заключение доп.соглашения, где обеспечение по ст.26 будет прописано, несмотря на то, что 10 рабочих дней (срок на внесение обеспечения) уже истек???

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Выскажу свое личное мнение.
      Согласно пп.4 п.3 статьи 29 Закона или п.370 Правил:
      3. По несостоявшимся государственным закупкам способом конкурса заказчик осуществляет государственные закупки способом из одного источника в случаях:
      4) если к участию в конкурсе допущен только один потенциальный поставщик. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, допущенному на участие в конкурсе на условиях, предусмотренных его заявкой, и цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать его конкурсное ценовое предложение.
      .
      То есть поставщик должен внести дополнительное обеспечение по статье 26 Закона. Если этого не сделано, то тогда договор должен расторгаться, поставщик вноситься в Реестр — согласно статье 44 Закона.
      Зачем Вам вносить изменения в договор, тем самым нарушать закон (статья 45)? Может пусть контролирующий орган (ДВГА) сам принимает решение по данному договору?

      • Надира говорит:

        Я полностью с Вами согласна, но ДВГА мне сегодня отвечает, что с таким никогда не сталкивались и напишем запрос в ДЗГЗ мол (Департамент законодательства гос.закупок), бред какой-то, зачем писать и просить разъяснения, если нарушение явное и очевидное — выходите на проверку, расторгайте договор и признавайте подрядчика недобросовестным! В головном КВГА мне устно вообще ответили, что вины подрядчика в этом нет, что это риск заказчика. Я им отвечаю, что согласно вашему ответу, любая компания может уходить в демпинг, выигрывать, потом договариваться с заказчиком и не давать это обеспечение путем исключения из договора и никакой ответственности при этом не нести?! Ведь при заключении договора они его согласовывают! конечно для них это комфортные условия. Они отвечают ну подрядчик же не виноват, что заказчик убрал это из договора…я объясняю что это вина как заказчика так и подрядчика, нарушения обеих сторон и наказывать надо обе стороны….смешно одним словом, вот так в стране коррупция и процветает….ведь речь тут идет об обеспечении не одного миллиона тенге, а порядка 200 млн., даже если получить банковскую гарантию на такую сумму то оплата за нее будет немаленькая да и не каждый банк даст такую гарантию…просто так…

  3. Абай говорит:

    Басеке и сново здравствуйте!!! Нужна ваша помощь.
    Подскажите, пожалуйста, наша организация ИП поставила товар на сумму 3500000тг. в полном объеме 10 месяцев назад, есть все сопроводительные документы (накладные, счет фактура и т.д.). Направляли раз 20 претензионные письма. Заказчик (ГКП «Теплокуммунэнерго») не рассчитывается, говорит, мол, денег нет. Можно ли как ни будь повлиять на заказчика? Потребовать выплатить неустойку. И сколько будет сумма неустойки, хотя бы примерно.
    С ув. Абай

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      По-моему мнению, ответственность сторон в договоре должна быть прописана, обычно при госзакупках это 0,1% за каждый день просрочки, но не более 10%.
      Если от них нет реакции на Ваши письма, то, по-моему мнению, остается одно — подавать в суд.

  4. Абай говорит:

    Басеке еще раз здравствуйте! Вот как и обещал даю вам информацию:
    В соответствии с  пп. 1) п. 19 статьи 43 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее – Закон), договор должен содержать условие о его расторжении на любом этапе в случае выявления нарушения ограничений, предусмотренных статьей 6  Закона.
    Такая же норма о расторжении договора о государственных закупках  на любом этапе в случае выявления  нарушения ограничений, предусмотренных статьей 6 Закона, установлено в  пп. 1) п. 416 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных Приказом Министра финансов № 648 от 11 декабря 2016 г. 
    Настоящее требование распространяется на потенциальных поставщиков, которые принимают участие в государственных закупках, они не вправе в них участвовать, если включены в Реестр. Такая норма не распространяется на поставщиков,  включенных в Реестр недобросовестных участников государственных закупок по основаниям, не связанным с участием в государственных закупках, по итогам которых заключен данный договор.
    Таким образом, договор, заключенный с поставщиками, включенными в Реестр недобросовестных участников государственных закупок по основаниям, не связанным с участием в государственных закупках, по итогам которых заключен данный договор, расторжению не подлежит.
    И вот что прописано у всех договорах о госзакупках- п. 8.4 Договор о государственных закупках должен содержать условие о его расторжении на любом этапе в случае выявления одного из следующих фактов:
    1) выявления нарушения ограничений, предусмотренных статьей 6 Закона в отношении закупки, на основании которой заключен данный Договор;
    То есть я думаю, что заказчик не имеет право расторгать уже подписанный договор заключенный до включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Какое будет ваше мнение. Может я ошибаюсь, чего то не допонимаю. С ув. Абай. Дайте пожалуйста ответ.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Вообще странная ситуация — в Законе и Правилах сказано что договор должен расторгаться в любом случае, а в приложении к этим же Правилам в Типовом договоре — что уже заключенный договор, если поставщик включается в Реестр не из-за проблем с этим договором, не расторгается.
      Есть комментарии председателя Комитета по госзакупкам и министра финансов по этому поводу — вот и вот, они тоже говорят, что расторгать нельзя.
      Мое мнение таково — ввиду того, что в договоре между заказчиком и поставщиком сказано, что для расторжения нет оснований, то я думаю что так и нужно поступать заказчику (в рамках договора) — НЕ расторгать договор.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным. Для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по госзакупкам МинФина.

  5. Абай говорит:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, в случае, если поставщик включен в реестр недобросовестных участников, должен ли  заказчик расторгнуть договор о госзакупках, заключенный до включения такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      Выскажу свое мнение.
      Согласно п.19 статьи 43 Закона:
      19. Договор о государственных закупках должен содержать условие о его расторжении на любом этапе в случае выявления одного из следующих фактов:
      1) нарушения ограничений, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона;

      А статья 6 в свою очередь говорит:
      1. Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:
      6) потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок;

      Поэтому, по-моему мнению, в Вашем случае договор о госзакупках должен быть расторгнут.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным. Для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по госзакупкам МинФина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *