Новости инфраструктурных проектов Казахстана — в этом телеграм-канале
Одним из видов исходных материалов для разработки проектов строительства является архитектурно-планировочное задание (далее по тексту – АПЗ). Это следует из п.24 «Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства» (далее по тексту – Правила), утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 750, и введенными в действие с 1 марта 2016 года. Данный документ отменяет ранее действовавшие «Правила оформления и выдачи исходных материалов (данных) для проектирования, а также прохождения разрешительных процедур на строительство новых и изменение существующих объектов (зданий, сооружений, их комплексов и коммуникаций)», утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 293.
Определение АПЗ дано в п.49 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее по тексту ЗРК «Об АГСД»):
архитектурно-планировочное задание — комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению объекта на конкретном земельном участке (площадке, трассе), а также обязательные требования, условия и ограничения к проектированию и строительству, устанавливаемые в соответствии с градостроительными регламентами для данного населенного пункта. При этом допускается установление требований по цветовому решению и использованию материалов отделки фасадов зданий (сооружений), объемно-пространственному решению в соответствии с эскизами (эскизными проектами), предоставляемыми заказчиком (застройщиком, инвестором);
Рассмотрим подробно процесс получения АПЗ, регламентированный Правилами.
Согласно Правилам, регламентируется процесс получения АПЗ в двух случаях:
— при новом строительстве;
— при реконструкции, переоборудовании, перепланировке.
Сначала рассмотрим процедуру получения АПЗ при новом строительстве.
Согласно п.31 Правил, заявление о предоставлении АПЗ при новом строительстве подается по утвержденной форме (приложение №1 к Правилам) в адрес структурного подразделения местных исполнительных органов (далее по тексту – МИО), осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства посредством веб-портала «электронного правительства» или Государственной корпорации с приложением:
1) утвержденного задания на проектирование;
2) правоустанавливающего документа на земельный участок;
3) опросного листа для технических условий (приложение №2 к Правилам);
4) топографической съемки;
5) для физических лиц – документа, удостоверяющего личность.
Если заявление подается уполномоченным представителем: юридического лица – по документу, подтверждающему полномочия; физического лица – по нотариально заверенной доверенности.
Истребование документов, не предусмотренных п.31 Правил, для получения АПЗ не допускается.
Государственная корпорация принимает заявление посредством информационной системы и направляет его в структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства.
Согласно п.33 Правил, в случае несоответствия планируемого строительства утвержденному проекту детальной планировки, структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подачи заявления направляет заявителю мотивированный отказ посредством веб-портала «электронного правительства» либо Государственной корпорации. В таком случае к заявлению прилагается выкопировка из проекта детальной планировки района застройки.
В случае соответствия планируемого строительства утвержденному проекту детальной планировки, структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, подготавливает АПЗ и другие исходные материалы (согласно п.24 Правил).
Моя Астана — телеграм-канал о красивых и необычных локациях в Астане.
Подготовленные материалы и документы структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, направляет в Государственную корпорацию или размещает на веб-портале «электронного правительства».
Государственная корпорация, если заявитель обращался через нее за получением АПЗ, выдает полученные от МИО АПЗ и другие исходные данные заявителю.
Сроки рассмотрения заявления на выдачу АПЗ и других исходных данных для нового строительства, согласно п.36 Правил, составляют:
— по проектам технически и (или) технологически несложных объектов не более 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней;
— по проектам технически и (или) технологически сложных объектов не более 17 (семнадцати) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней.
В случае получения отказа заявитель после устранения замечаний структурного подразделения МИО, осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства, повторно подает заявление в Государственную корпорацию.
В таком случае повторный отказ по основаниям, которые могли, но не были указаны ранее, не допускается.
Теперь рассмотрим процедуру получения АПЗ при реконструкции, переоборудовании, перепланировке.
В первую очередь хотелось бы, привести несколько определений, согласно п.4 Правил:
— переоборудование – изменение помещения (помещений), как правило, связанное с изменением его (их) функционального назначения, полной или частичной заменой внутренней системы технологического и (или) инженерного оборудования, необходимого для жизнеобеспечения, эксплуатации, выпуска какой-либо продукции, оказания услуг и тому подобное;
— перепланировка – изменение планировки помещения (помещений), сопряженное с изменением границ этого помещения (этих помещений);
— реконструкция – изменение отдельных помещений, иных частей здания или здания в целом, как правило, связанное с необходимостью обновления и модернизации изменяемого объекта;
— технический проект – вид предпроектной документации, разрабатываемый в целях проведения реконструкции, перепланировки, переоборудования помещений (отдельных частей) существующих зданий (сооружений);
Согласно п.50 Правил, заявление для получения исходных материалов и разрешительных документов для реконструкции (перепланировки, переоборудования) помещений (отдельных частей) существующих зданий подается в адрес МИО посредством веб-портала «электронного правительства» или Государственной корпорации с приложением:
1) утвержденного задания на проектирование;
2) копий документов, удостоверяющих право собственности заявителя на изменяемый объект, с представлением подлинников для сверки государственным органом, рассматривающим заявление, подлинности документов, либо его нотариально засвидетельствованная копия;
3) письменного согласия собственника (сособственников) объекта на намечаемое изменение и его параметры;
4) нотариально засвидетельствованного письменного согласия собственников других помещений (частей дома), смежных с изменяемыми помещениями (частями дома), в случае, если планируемые реконструкции (перепланировки, переоборудование) помещений (частей жилого дома) или перенос границ помещений затрагивают их интересы;
5) копии технического паспорта изменяемого помещения (оригинал предоставляется для сверки);
6) технического проекта;
7) опросного листа и топографической съемки (при необходимости в дополнительном подключении к источникам инженерного и коммунального обеспечения и/или увеличении нагрузок);
8) копий правоустанавливающих документов на земельный участок (если реконструкция предусматривает дополнительный отвод (прирезку) земельного участка) (оригинал предоставляется для сверки);
9) документа, удостоверяющего личность.
Если заявление подается уполномоченным представителем: юридического лица – по документу, подтверждающему полномочия; физического лица – по нотариально заверенной доверенности.
Согласно п.51 Правил, при перепланировке помещений не требуется получение АПЗ.
Структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства подготавливает АПЗ.
Срок рассмотрения заявления на получение АПЗ при реконструкции и переоборудовании помещений не более 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней, согласно п.53 Правил.
В мотивированном отказе указываются причины и конкретные замечания для устранения. Основаниями для отказа являются:
— отклонения от комплекса требований к назначению помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений, а также требований государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства;
— изменения, приводящие к потере несущей способности конструкций помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений.
Заказчик, после устранения замечаний повторно подает заявление.
Последующий отказ не выдается по основаниям, которые могли, но не были указаны ранее.
Структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, после рассмотрения представленных документов подготавливает решение МИО о реконструкции (перепланировке, переоборудовании) и направляет документы в Государственную корпорацию для выдачи заявителю либо размещает на веб-портале «электронного правительства».
Государственная корпорация, если заявитель обращался через нее за получением АПЗ, выдает заявителю следующие документы:
1) решение МИО о реконструкции (перепланировке, переоборудовании);
2) АПЗ.
Также в Правилах приводится форма заявления на получение АПЗ и других исходных материалов, а также форма самого АПЗ.
Процедуру получения АПЗ, как государственной услуги, регламентирует Стандарт государственной услуги «Выдача архитектурно-планировочного задания», утвержденный приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 257 , в который были внесены соответствующие изменения.
Материалы по данной теме:
Статья о Правилах организации застройки и прохождения разрешительных процедур.
Добрый день, мне нужно получить консультацию по АПЗ для узаконения пристройки в частном доме, как с Вами связаться?
Добрый день.
К сожалению, я не оказываю таких услуг. Вам лучше обратиться в соответствующие фирмы в Вашем населенном пункте, которые оказывают такие услуги.
_____________________________________________________________________
Новости инфраструктурных проектов Казахстана — в этом телеграм-канале
Требуется ли АПЗ на объект предоставленный под установку витража из легких конструкций к существующему коммерческому помещению в пяти этажном доме
Добрый день!
Я не очень понял, что за пристройку Вы хотите воздвигнуть, что-то типа входной группы из витражных перегородок?
______________________________________________________________________
Новости инфраструктурных проектов Казахстана — в этом телеграм-канале
Да
Добрый день.
Выскажу свое личное мнение.
Для входной группы из витражных перегородок нужно получать АПЗ в местной архитектуре, т.к. это затрагивает эстетический вид здания, занятие земельного участка (скорее всего), возможно организацию дополнительного проема в ограждающих конструкциях здания. В АПЗ архитектура может выставить требования по цветовому оформлению, согласованию с жильцами, организации доступа для маломобильных групп населения. и т.п.
______________________________________________________________________
Новости инфраструктурных проектов Казахстана — в этом телеграм-канале
Здравствуйте! Моему соседу согласовали АПЗ на реконструкцию и перепланировку квартиры в упрощенном режиме,где из четырехкомнатной квартиры он сделал две двухкомнатные,соответственно во вновь образовавшейся квартире жилую комнату (спальню) оборудовал под кухню с переносом инженерных коммуникаций. Теперь под вновь образовавшейся кухней находится спальня этажом ниже. Насколько правомерны действия архитекторов,которые согласовали АПЗ?
Добрый день.
Выскажу свое личное мнение.
По нормативам нельзя санузлы размещать на жилыми помещениями квартир, а у Вас, как я понял, кухню разместили на жилым помещением, а не санузел.
В любом случае напишите через egov.kz или через приложение eGovMobile обращение в местную архитектуру, пусть разъяснят Вам ими принятое решение.
Добрый день!
объясните пжл , как переоборудование влияет на конструкцию здания, размеры?
что входит в переоборудование что надо получить АПЗ?
как влияет внутрянка на архитектурный облик ?
Добрый день!
Выскажу свое личное мнение.
Переоборудование — это смена функционального назначения объекта, т.е., например, было офисное здание, а стало промышленное предприятие, или наоборот. Так как АПЗ выдается на основании генерального плана населенного пункта, проекта детальной планировки (ПДП) и т.п., то может так получится, что по ПДП в этом месте населенного пункта нельзя размещать промышленный объект, а Вы как раз запрашиваете АПЗ на переоборудование офисного здания в промышленный объект. По этому даже если не меняется архитектурный облик объекта, но меняется его профиль, то архитектура может отказать в выдаче АПЗ.
аа , верно. спасибо большое
Можно ли подать заявление на апз от баланссодержателя но заказчик другой
Добрый день!
Выскажу свое личное мнение.
Согласно Правилам организации застройки (ссылка на сам документ внизу статьи), заявителем на получение АПЗ является:
13) заявитель – заинтересованное физическое или юридическое лицо (собственник, заказчик, застройщик), имеющее намерение осуществить новое строительство либо провести реконструкцию, перепланировку или переоборудование отдельных помещений или иных частей существующего здания (сооружения);
Для получения официального ответа рекомендую обратиться в КДС либо в местную архитектуру.