Природоохранное проектирование

Ранее в законодательстве Республики Казахстан давалось определение природоохранному проектированию (например, Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 октября 2003 года № 1039 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности по природоохранному проектированию, нормированию и работам в области экологической экспертизы» (отменено)):

природоохранное проектирование — разработка всех видов планировочной, предплановой и проектной документации, иных материалов и документов либо их отдельных разделов и частей, касающихся охраны окружающей среды и природопользования, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об экологической экспертизе».

Однако в настоящее время ЗРК «Об экологической экспертизе», и указанное выше Постановление Правительства Республики Казахстан отменены, а в действующих документах определение понятию «природоохранное проектирование» не дается, хотя само понятие «природоохранное проектирование» часто встречается в законодательстве.

В данной статье я попытаюсь представить общую информацию об одном из разделов природоохранного проектирования, а именно — об оценке воздействия на окружающую среду (далее по тексту ОВОС), которая может быть полезна проектировщику.

Основным документом, регулирующим процесс ОВОС, является Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212-III «Экологический кодекс Республики Казахстан» (далее по тексту – Экологический кодекс РК), в котором ОВОС посвящена целая глава 6, которая так и называется «Оценка воздействия на окружающую среду». Приведу некоторые статьи из главы 6 Экологического кодекса РК и из других документов.

Статья 35 Экологического кодекса РК:

Оценка воздействия на окружающую среду — процедура, в рамках которой оцениваются возможные последствия хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды и здоровья человека, разрабатываются меры по предотвращению неблагоприятных последствий (уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов), оздоровлению окружающей среды с учетом требований экологического законодательства Республики Казахстан.

Статья 36 Экологического кодекса РК:

1. Оценка воздействия на окружающую среду является обязательной для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения.

2. Запрещаются разработка и реализация проектов хозяйственной и иной деятельности, влияющей на окружающую среду без оценки воздействия на нее. Результаты оценки воздействия являются неотъемлемой частью предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации.

3. Оценке воздействия на окружающую среду подлежит перспективная деятельность проектируемых объектов в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

4. Заказчик (инициатор) и разработчик проектов обязаны учитывать результаты проведенной оценки воздействия на окружающую среду и обеспечивать принятие такого варианта, который наносит наименьший вред окружающей среде и здоровью человека.

Согласно этой статье, практически для всего объема предпроектной и проектной документации требуется разработка ОВОС.

Статья 37 Экологического кодекса РК:

1. Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется последовательно с учетом стадий градостроительного и строительного проектирования, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

2. Оценка воздействия на окружающую среду включает в себя следующие стадии:

1) предварительная оценка воздействия на окружающую среду, за исключением объектов IV категории (стадия 1);

2) оценка воздействия, выполняемая в целях полного и комплексного анализа возможных эффектов реализации проекта или дальнейшего осуществления хозяйственной и иной деятельности, обоснования альтернативных вариантов и разработки плана (программы) управления охраной окружающей среды, за исключением действующих объектов IV категории (стадия 2);

3) раздел «Охрана окружающей среды» в составе рабочего проекта, содержащий технические решения по предотвращению неблагоприятных воздействий на окружающую среду, за исключением объектов IV категории (стадия 3).

3. На стадиях 2 или 3 оценки воздействия на окружающую среду разрабатываются нормативы эмиссий в окружающую среду в соответствии с главой 4 настоящего Кодекса.

Более подробно о том, для какой предпроектной и проектной документации требуется та или иная стадия ОВОС, говориться в Инструкции по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации», утвержденной Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года № 204-п (далее по тексту – Инструкция). Проанализировав эту Инструкцию, считаю для проектировщика интересным следующее:

7. В процессе разработки предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность в Республике Казахстан, процедура ОВОС проводится в порядке последовательных стадий, результаты которых предоставляются на рассмотрение государственной экологической экспертизы.

8. Форма разработки ОВОС, полнота проработки, объем используемых материалов, уровень и детальность экологических научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ зависят от стадии проектирования, а также масштабности и интенсивности воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на здоровье человека и окружающую среду.

Проанализировав текст инструкции, а также приложений к ней, предлагаю таблицу отнесения стадий ОВОС, согласно статье 37 Экологического кодекса РК, к конкретному типу градостроительной, предпроектной и проектной документации. По сути, моя таблица является симбиозом нескольких приложений к Инструкции.

Статья 38 Экологического кодекса РК:

1. Оценка воздействия на окружающую среду для I категории хозяйственной и иной деятельности в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса осуществляется физическими и юридическими лицами, получившими лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.

2. Организацию и финансирование работ по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивает заказчик (инициатор) планируемой деятельности.

3. Физические и юридические лица, осуществляющие разработку оценки воздействия на окружающую среду, несут ответственность перед заказчиком за достоверность, полноту и качество полученных результатов проведения оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с договором.

Заказчик несет ответственность за достоверность представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с законами Республики Казахстан.

4. Контроль за соблюдением требований экологического законодательства Республики Казахстан при выполнении процедуры оценки воздействия на окружающую среду осуществляет уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.

Из п.1 данной статьи, а также из п.6 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 214-III «О лицензировании», становится понятным, что лицензированию подлежит деятельность по природоохранному проектированию для I категории хозяйственной и иной деятельности. Т.е. деятельность по разработке ОВОС для хозяйственной деятельности II, III, IV категории не подлежит лицензированию, а, следовательно, ОВОС для такой деятельности, теоретически, может разрабатывать сам проектировщик.

Статья 39 Экологического кодекса РК:

1. В процессе оценки воздействия на окружающую среду подлежат учету:

1) прямые воздействия — воздействия, непосредственно оказываемые основными и сопутствующими видами планируемой деятельности в районе размещения объекта;

2) косвенные воздействия — воздействия на окружающую среду, которые вызываются опосредованными (вторичными) факторами, возникающими вследствие реализации проекта;

3) кумулятивные воздействия — воздействия, возникающие в результате постоянно возрастающих изменений, вызванных прошедшими, настоящими или обоснованно предсказуемыми действиями, сопровождающими реализацию проекта.

2. В процессе оценки воздействия на окружающую среду проводится оценка воздействия на:

1) атмосферный воздух, за исключением воздействия выбросов парниковых газов;

2) поверхностные и подземные воды;

3) поверхность дна водоемов;

4) ландшафты;

5) земельные ресурсы и почвенный покров;

6) растительный мир;

7) животный мир;

8) состояние экологических систем;

9) состояние здоровья населения;

10) социальную сферу (занятость населения, образование, транспортную инфраструктуру).

3. В процессе проведения оценки воздействия на окружающую среду подлежат учету отрицательные и положительные эффекты воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Статья 40 Экологического кодекса РК:

1. Хозяйственная и иная деятельность, для которой осуществляется оценка воздействия на окружающую среду, по значимости и полноте оценки разделяется на 4 категории — I, II, III, IV.

К I категории относятся виды деятельности, относящиеся к 1 и 2 классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, а также разведка и добыча полезных ископаемых, кроме общераспространенных.

Ко II категории относятся виды деятельности, относящиеся к 3 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, а также добыча общераспространенных полезных ископаемых, все виды лесопользования и специального водопользования.

К III категории относятся виды деятельности, относящиеся к 4 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов.

К IV категории относятся виды деятельности, относящиеся к 5 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, а также все виды использования объектов животного мира, за исключением любительского (спортивного) рыболовства и охоты.

1-1. Виды деятельности, не относящиеся к классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, являются неклассифицируемыми.

2. Дифференцированные требования к проведению оценки воздействия на окружающую среду объектов разных категорий устанавливаются инструкцией по проведению оценки воздействия на окружающую среду.

Класс опасности определяется согласно Санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов», утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 января 2012 года № 93.

Перечень общераспространенных полезных ископаемых представлен в «Перечне общераспространенных полезных ископаемых», утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 апреля 2011 года № 397.

14 комментариев на «Природоохранное проектирование»

  1. Бауыржан говорит:

    Здравствуйте! Я хотел получить лицензию на природоохранное проектирование для 1-й категории хоз.деятельности. Мне надо оплатить за лицензию. Куда как оплатить нигде не написано. Можете объяснить или какой то шаблон плажежа есть? Заранее спасибо

    • Бастық говорит:

      Добрый день.
      Выскажу свое личное мнение.
      Вот по этой ссылке есть информация по Вашему вопросу. Ставка лицензионного сбора для Вас 50 МРП.

  2. Лолик говорит:

    Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, какой документ сейчас регулирует квалификационные требования для получения лицензии на природоохранное проектирование? Пытаюсь найти доки в интернете, все постановления так или иначе отменены. Ужас какой-то. Спасибо!

    • Бастық говорит:

      Добрый день!


      По-моему мнению, вот эти Квалификационные требования регулируют вопросы получения лицензий на природоохранное проектирование для 1-й категории хоз.деятельности.

      • Лолик говорит:

        Да, спасибо, тоже вчера ночью их нашла. Получается, что регулируется только природоохранное проектирование для предприятий 1 категории, для остальных проекты могут разрабатывать кто угодно, хоть само предприятие? Значит позиция гос.органов такая, мол, кто угодно разрабатывайте, а мы уже на ГЭЭ посмотрим, правильно или нет?)

        • Бастық говорит:

          Добрый день!


          В 2012 году, в рамках программы уменьшения барьеров для бизнеса, внесли изменения в Экологический кодекс — ранее для природоохранного проектирования всех категорий деятельности требовалась лицензия. Сейчас, по-моему мнению, тот же ОВОС для 2, 3, 4-й категории деятельности можно делать без лицензии. Скорее всего это может делать и само предприятие.

  3. ирина говорит:

    скажите пожалуйста, что делать если отправили на экспертизу в частную фирму так как объект категории второй несложной , здание административное в селе без воды , туалет на улице, отопление кочегарка в здании топим углем. экспертиза требует ОВОС, хотя согласно приложения 5 к инструкции по разработке ОВОС, достаточно заявления , хорошо сделали теперь он просит лицензию на разработку ОВОС , у нас IV категория. вот и не знаем как доказать

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Я до конца не понял в чем суть Вашего вопроса, но если в лицензировании, то вот мое мнение.


      Согласно статье 21 Экологического кодекса РК:
      1. Деятельность физических и юридических лиц по природоохранному проектированию, нормированию и экологическому аудиту для I категории хозяйственной и иной деятельности в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса осуществляется на основе лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.
      То же самое сказано в Законе «О разрешениях и уведомлениях», в приложении 1 «ПЕРЕЧЕНЬ разрешений первой категории (лицензий):
      п.84. Природоохранное проектирование, нормирование для I категории хозяйственной и иной деятельности.
      То есть, по-моему мнению, если у Вас объект НЕ первой категории (согласно статье 40 Экологического кодекса), то для разработки ОВОС по нему не требуется лицензии — это нелицензируемый вид деятельности.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным. Для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства или в Комитет экологического регулирования и контроля Министерства энергетики РК.

  4. Диана говорит:

    здравствуйте!!!согласно п. 4.1.3.9.14 СН РК 1.02-03-2011 разработка раздела ОВОС при отсутствии объектов промышленного значения не требуется. так требуется ли прохождение эколог экспертизы на разработку проекта детальной планировки жилого микрорайона без нахождения на данном участке промышленных объектов???пожалуйста подскажите

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Я в СН РК 1.02-03-2011 не нашел пункта 4.1.3.9.14 — может быть Вы перепутали норматив?

      • Диана говорит:

        извините ошиблась СН РК 3.01-00-2011

        • Бастық говорит:

          Добрый день!
          Я уже отвечал Вам — наиболее правильным будет написать официальное письмо в Комитет экологического регулирования Министерства энергетики. Но, если формально: в СН РК 3.01-00-2011 говорится об ОВОС при наличии действующих и намечаемых к размещению промышленно-производственных объектов — если их нет, то и ОВОС делать не нужно.
          Также в Инструкции по разработке ОВОС, в приложении 3 говориться только о проектах планировки промышленных зон и промышленных районов.
          Поэтому можно сделать вывод, что ОВОС для Вашего случая разрабатывать не нужно.
          Скорее всего если не нужно делать ОВОС, то и проходить экологическую экспертизу не нужно — вот этот бы вопрос я бы и уточнил у уполномоченного органа, а то может получится так: ОВОС делать не нужно, а экологическую экспертизу ПДП проходить нужно. Не теряйте время, напишите письмо, Вам и в дальнейшем пригодится их ответ — при разработке следующего градостроительного проекта.

  5. Акжан говорит:

    Уважаемый автор, «ВАША» таблица является приложением к Инструкции по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации», утвержденной Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года № 204-п. А не симбиозом нескольких инструкции. Так что будьте добры-не занимайтесь плагиатом.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Специально проверил Ваше заявление: свою таблицу и приложения к Инструкции №204-п.
      Как я и говорил , моя таблица является симбиозом приложения №3 и приложения №5 Инструкции. Из приложения №5 взята информация о непроизводственных объектах, из приложения №3 о производственных. О том, что моя таблица это симбиоз нескольких инструкций я нигде не утверждал, я говорил о симбиозе нескольких приложений Инструкции №204-П.
      Также моя таблица содержит примечания, которые, как мне кажется будут полезны, а также таблица не содержит ссылок на давно отмененный документ — СНиП РК А.2.2.-1- 2001.
      Так что, по-моему мнению, плагиата здесь нет — есть просто анализ Инструкции, и предоставление ее информации в более удобном (как мне кажется) для читателя виде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *