Административная ответственность проектировщика (как и любого другого физического или юридического лица) регламентируется Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года № 155-II (далее по тексту – КоАП). (Внимание! С 1 января 2015 года вступает в силу новый Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V).
Административная ответственность проектировщика описана в главе 18 «Административные правонарушения в сфере архитектурно-строительной деятельности» КоАП. Эта глава КоАП посвящена не только правонарушениям, которые может совершить проектировщик, но и подрядчик, заказчик, эксперт, технический надзор, авторский надзор, а также иные физические и юридические лица, задействованные в архитектурно-строительной деятельности. В данной статье рассматриваются правонарушения относящиеся непосредственно к проектировщику, а также эксперту, техническому и авторскому надзору.
Для начала предлагаю определиться с терминами, упоминаемыми в соответствующих статьях КоАП.
Штраф (ч.1 статьи 48 КоАП) — есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях особенной части настоящего раздела, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент наложения административного взыскания.
Лишение лицензии (ч.1 статьи 52 КоАП) — лишение физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов и юридических лиц лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий налагается судьей за административное правонарушение, совершенное при осуществлении указанными лицами деятельности либо совершении определенных действий, предусмотренных лицензией, специальным разрешением, квалификационным аттестатом (свидетельством).
Должностные лица (п.2 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об административных правонарушениях») — лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти, наделенных в установленном законом порядке правом издавать от имени государства или его органов юридически значимые акты или обладающих распорядительными полномочиями, либо выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.
Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, руководители юридического лица, а равно работники индивидуального предпринимателя и юридического лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в случае совершения административного правонарушения в связи с выполнением указанных функций, несут административную ответственность как должностные лица. Под руководителем юридического лица следует понимать лицо, входящее в единоличный или коллегиальный исполнительный орган юридического лица.
Если особенной частью КоАП за совершение административного правонарушения предусмотрена ответственность как должностного, так и юридического лица, ответственность последнего наступает лишь в том случае, если деяние было совершено, санкционировано, одобрено органом или лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом (часть вторая статьи 36 КоАП).
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами, следует в каждом конкретном случае учитывать положения учредительных документов, приказов и иных актов, регламентирующих служебные полномочия лиц, привлекаемых к ответственности.
Индивидуальный предприниматель (п.п. 3 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124-III «О частном предпринимательстве») — гражданин Республики Казахстан или оралман, осуществляющий индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица;
Субъекты малого предпринимательства (п.5 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124-III «О частном предпринимательстве») — индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовым доходом не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Субъекты крупного предпринимательства (п.9 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124-III «О частном предпринимательстве»)- индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Субъекты среднего предпринимательства (п.8 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124-III «О частном предпринимательстве») — индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства.
А теперь перейдем к конкретным статьям КоАП.
Проектировщик может быть привлечен к ответственности по статье 130 КоАП:
Производство проектных, изыскательских, строительных, мелиоративных, дорожных и других видов работ, которые могут создать угрозу для существования памятников истории и культуры, без согласования с соответствующими государственными органами по охране и использованию историко-культурного наследия и без осуществления предварительных мероприятий, проводимых по указанию этих органов по выявлению паспортизации и сохранности памятников; производство земельных, строительных и других работ в зонах охраны памятников, а также хозяйственная деятельность в этих зонах без разрешения соответствующих государственных органов охраны памятников, невыполнение предписаний соответствующих органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры, об устранении нарушений правил по охране памятников —
влекут штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере от пятидесяти до ста, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от двухсот до двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей с приостановлением производимых работ либо без такового.
Данная статья КоАП защищает общественные интересы в сфере защиты объектов историко-культурного наследия.
Проектировщик может быть привлечен к ответственности по статье 255 КоАП:
Проведение изыскательских работ без разрешения на использование земельного участка —
влечет штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей — в размере от десяти до двадцати пяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере от пятидесяти до семидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от ста до ста пятидесяти месячных расчетных показателей.
Данная статья КоАП защищает общественные интересы в сфере земельного законодательства.
Проектировщик может быть привлечен к ответственности по статье 390 КоАП:
2. Ведение в территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан, казахстанской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без разрешения уполномоченного государственного органа с нарушением установленного законодательством Республики Казахстан порядка —
влечет штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц — в размере от десяти до двадцати пяти месячных расчетных показателей с конфискацией транспортных средств и иных предметов, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения, или без таковой.
Данная статья КоАП защищает общественные интересы в сфере водного законодательства.
Проектировщик может быть привлечен к ответственности по статье 391-1 КоАП:
2. Ведение на Государственной границе Республики Казахстан промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без разрешения уполномоченного органа —
влечет штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере от ста до трехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей с конфискацией транспортных средств и иных предметов, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения, или без таковой.
3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные иностранцем или лицом без гражданства, —
влекут штраф в размере от сорока до ста месячных расчетных показателей или административный арест на срок до десяти суток с административным выдворением за пределы Республики Казахстан с конфискацией транспортных средств и иных предметов, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения, или без таковой.
Данная статья КоАП защищает общественные интересы в сфере обеспечения режима охраны Государственной границы.
«Родная» статья для проектировщика – статья 231 КоАП:
1. Выполнение предпроектных, изыскательских, проектных, строительно-монтажных работ, производство, применение строительных материалов, деталей и конструкций с нарушениями требований законодательства в сфере архитектурно-строительной деятельности —
влекут штраф на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей в размере от двадцати до сорока, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере от ста до трехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей.
2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влекут штраф на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей в размере от пятидесяти до семидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере от трехсот до четырехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от семисот до девятисот месячных расчетных показателей с лишением лицензии на соответствующий вид деятельности.
«Родная» статья для эксперта, технического надзора, авторского надзора статья 235-1 КоАП:
1. Несоответствие выполненных (выполняемых) строительно-монтажных работ утвержденным проектным решениям —
влечет штраф на физических лиц в размере ста месячных расчетных показателей.
2. Выдача положительного заключения экспертизы (экспертной оценки) на проектную (проектно-сметную) документацию, не обеспечивающую устойчивость, надежность и прочность возводимых либо возведенных объектов, —
влечет штраф на физических лиц в размере ста месячных расчетных показателей.
3. Допущение нарушений на стадии реализации проекта, включая качество, сроки, приемку выполненных работ и сдачу объекта в эксплуатацию, —
влечет штраф на физических лиц в размере ста месячных расчетных показателей.
4. Действия (бездействие), предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влекут штраф на физических лиц в размере двухсот месячных расчетных показателей с лишением аттестата эксперта на право осуществления экспертных работ и инжиниринговых услуг.
Также к членам государственных приемочных комиссий, одним из которых может быть проектировщик, может быть применена статья 236 КоАП:
Нарушение установленного порядка ввода объектов и комплексов в эксплуатацию с нарушениями требований государственных нормативов в сфере архитектурно-градостроительной деятельности —
влечет штраф на должностных лиц — членов государственных приемочных комиссий, индивидуальных предпринимателей в размере от десяти до пятнадцати, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере от пятидесяти до ста, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от двухсот до трехсот месячных расчетных показателей.
Согласно статье 541 КоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 130, 231 (часть 2), 235-1 (часть 4), 390 (часть 2), 391-1 (части 2, 3) – судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов.
Согласно статье 568 КоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 231 (часть 1), 235-1 (части 1, 2 и 3), 236 — органы, осуществляющие государственный архитектурно-строительный контроль и надзор за качеством строительства объектов. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе Главный государственный строительный инспектор Республики Казахстан и его заместители, а также главные государственные строительные инспекторы областей, городов республиканского значения, столицы.
Также согласно статье 544-1 КоАП, рассматривает дела об административных правонарушениях в области пожарной безопасности, предусмотренных статьей 231 (часть 1) — уполномоченный орган в сфере гражданской защиты.
Согласно статье 563 КоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 255 — центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами и его территориальные органы.