Одним из видов экспертизы проектной документации является историко-культурная экспертиза. Однако применительно к сфере проектирования, даже государственные органы, ее часто называют археологической экспертизой (далее по тексту — АрхЭ.
Данный вид экспертизы проектной документации не входит в состав комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов (в состав которой входит экологическая экспертиза, санитарно-эпидемиологическая экспертиза, экспертиза промышленной безопасности и экспертиза энергосбережения и повышения энергоэффективности), и, соответственно, проводиться отдельно.
АрхЭ проводится на основании:
статьи 127 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II:
- Землями историко-культурного назначения признаются земельные участки, занятые объектами историко-культурного наследия, в том числе памятниками истории и культуры.
При освоении территорий до отвода земельных участков должны производиться исследовательские работы по выявлению объектов историко-культурного наследия.
В случае обнаружения объектов, имеющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, землепользователи обязаны приостановить дальнейшее ведение работ и сообщить об этом уполномоченному органу по охране и использованию объектов историко-культурного наследия.
Запрещается проведение всех видов работ, которые могут создавать угрозу существованию объектов историко-культурного наследия.
- Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков и землепользователей не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Казахстан.
В целях обеспечения охраны памятников истории и культуры устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта на землях историко-культурного назначения в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.
Границы охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта объектов историко-культурного наследия утверждаются местными представительными органами (маслихатами) областей, городов республиканского значения, столицы по представлению соответствующих местных исполнительных органов.
Порядок определения указанных зон и режим использования земель в них определяются уполномоченным органом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия.
- В пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта уполномоченным органом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия могут быть применены меры административного воздействия на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
- При освоении территорий до отвода земельных участков должны производиться исследовательские работы по выявлению объектов историко-культурного наследия.
- В случае обнаружения объектов, имеющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, физические и юридические лица обязаны приостановить дальнейшее ведение работ и сообщить об этом уполномоченному органу.
- Запрещается проведение работ, которые могут создавать угрозу существованию объектов историко-культурного наследия.
- Осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно исходить из условий сохранности территорий и объектов, признанных в установленном законодательством порядке памятниками истории и культуры и охраняемыми ландшафтными объектами.
- На территориях, имеющих памятники истории и культуры, охраняемые природные объекты, устанавливаются границы особого регулирования, в пределах которых запрещается или ограничивается архитектурная, градостроительная и строительная деятельность.
- Порядок использования земель в границах указанных зон регулируется законодательством Республики Казахстан.
Охранная зона объектов историко-культурного наследия и режим ее использования определен «Правилами определения и режима использования охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта объектов историко-культурного наследия», утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 156. Выдержки из этого документа:
-
- Охранная зона, зона регулирования застройки и зона охраняемого природного ландшафта устанавливаются в целях обеспечения охраны объектов историко-культурного наследия, признанных памятниками истории и культуры и включенных в Государственном списке памятников истории и культуры (далее – объекты историко-культурного наследия).
- В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Закона Республики Казахстан от 2 июля 1992 года «Об охpане и использовании объектов истоpико-культуpного наследия» границы охранной зоны объекта историко-культурного наследия утверждаются местными представительными органами областей, городов республиканского значения, столицы по представлению соответствующего местного исполнительного органа.
- Памятник градостроительства и архитектуры окружается охранной зоной равной величине расстояния от земли до его наиболее высокой точки, но не менее 20 метров.
- Памятник археологии окружается охранной зоной 50 метров от его границ, при группе памятников — от внешних границ крайних объектов историко-культурного наследия. Для памятника археологии обеспечивается обозримость в радиусе охранной зоны равному 200 метров от его центра.
- Охранная зона вокруг объекта историко-культурного наследия отмечается охранными знаками или распаханной полосой, или ограждениями, или кустарниковыми насаждениями по линии их границ.
С четырех сторон объектов историко-культурного наследия устанавливаются охранные знаки, на которых указываются наименование объекта, площадь его охранной зоны.
- В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Закона Республики Казахстан от 2 июля 1992 года «Об охране и использовании объектов истоpико-культуpного наследия» охранная зона объекта историко-культурного наследия вносится в историко-архитектурный опорный план и карту-схему соответствующей местности, где фиксируется расположение памятников истории и культуры и вновь выявленных объектов историко-культурного наследия.
- Охранная зона устанавливается для:
1) обеспечения сохранности объекта историко-культурного наследия и прилегающей к его территории исторически сложившейся среды;
2) создания условий, способствующих выявлению исторической, научной, художественной или иной культурной ценности объекта историко-культурного наследия.
На территории охранной зоны не производятся работы, которые оказывают вредное воздействие на сохранность объекта историко-культурного наследия, на его историко-культурное восприятие.
- В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Закона Республики Казахстан от 2 июля 1992 года «Об охpане и использовании объектов истоpико-культуpного наследия» границы зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта объекта историко-культурного наследия утверждаются местными представительными органами областей, городов республиканского значения, столицы по представлению соответствующих местных исполнительных органов.
- Зона регулирования застройки объекта историко-культурного наследия устанавливается равной двум величинам охранной зоны. Зона регулирования застройки отмеряется от края охранной зоны.
- Величина зоны охраняемого природного ландшафта объекта историко-культурного наследия устанавливается равной величине зоны регулирования застройки. Зона охраняемого природного ландшафта отмеряется от края зоны регулирования застройки.
- Зона регулирования застройки и зона охраняемого природного ландшафта объекта историко-культурного наследия вносится в историко-архитектурный опорный план и карту-схему соответствующей местности, где фиксируется расположение памятников истории и культуры и вновь выявленных объектов историко-культурного наследия.
- Зона регулирования застройки устанавливается для сохранения пространственной, композиционной роли объектов историко-культурного наследия в исторически сложившейся системе застройки и планировки городов, населенного места, пейзажа, для обеспечения гармонического единства объекта историко-культурного наследия с современной градостроительной или природной средой.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 18 Закона Республики Казахстан от 2 июля 1992 года «Об охpане и использовании объектов истоpико-культуpного наследия» при разработке и утверждении проектов планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия обеспечивают выполнение мероприятий по выявлению, изучению, сохранению памятников истории и культуры всех категорий, составление историко-архитектурных опорных планов и карт-схем.
- Зона охраняемого природного ландшафта устанавливается для обеспечения сохранности естественных и искусственно созданных ландшафтов, садов, парков, имеющих историческую, архитектурно-художественную или иную культурную ценность.
На территории зоны охраняемого природного ландшафта допускается деятельность, которая не вызывает изменение характера ландшафта, системы водоснабжения, растительности и других, предусмотренных режимом зоны, элементов.
Не все объекты историко-культурного наследия в нашей стране обозначены как предписано вышеуказанным документом. Соответственно, при предварительном выборе места (трассы) под объект проектирования, проектировщику очень сложно определить размер охранной зоны объекта историко-культурного наследия, зоны регулирования застройки, зоны охраняемого природного ландшафта, а иногда и невозможно неопытному человеку определить само наличие объектов историко-культурного наследия в пределах предполагаемого места размещения объекта проектирования.
В связи с этим и предписывается проведение АрхЭ. Данный вид деятельности проводится физическими или юридическими лицами на основании лицензии, выдаваемой Министерством культуры и спорта Республики Казахстан.
Уполномоченным органом в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия является Министерство культуры и спорта Республики Казахстан.
Процесс проведения АрхЭ регламентирован «Правилами проведения историко-культурной экспертизы», утвержденными Приказом Министра культуры и информации Республики Казахстан от 20 августа 2007 года № 219.
Данный вид экспертизы чаще всего требуется при проектировании каких-то линейных протяженных объектов – различных трубопроводов, линий электропередач, линий связи, автомобильных и железных дорог, и т.п. То есть в тех случаях, когда процесс отвод земельных участков под объект проектирования производится во время самого проектирования и зависит от него. В процессе отвода земельного участка под нелинейный объект производственного либо жилищно-гражданского назначения обычно проектировщик участия не принимает, этим занимается сам заказчик предполагаемого строительства.
АрхЭ проводится по трассе линейного протяженного объекта проектирования (по ширине отвода земельного участка). В случае, если на этой предварительной трассе будут выявлены объекты историко-культурного наследия, то возможны два вида развития событий:
1. Изменение трассы объекта проектирования с целью обхода обнаруженных объектов историко-культурного наследия. Данный вариант применим для объектов, которые технологически допускают такой обход, и такое изменение трассы объекта экономически оправдано (линии связи, воздушные и кабельные линии электропередач, автодороги районного и областного значения, и т.п.);
2. Согласно статьи 38 и 40 ЗРК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», на основании решения уполномоченного органа (либо Правительства РК) проводятся научные исследования на обнаруженном памятнике историко-культурного наследия, все найденные материалы и находки, после научной фиксации и обработки, передаются в государственные музеи РК, в экспертное заключение вносится рекомендация о возможности ликвидации данного объекта историко-культурного наследия, в связи с его полным научным исследованием, экспертное заключение согласовывается с уполномоченным органом, и в случае его согласования – земельный участок объекта историко-культурного наследия может рекультивироваться и по нему может быть проложена трасса линейного протяженного объекта. Данный вариант применим, когда изменение трассы проектируемого линейного протяженного объекта для обхода объекта историко-культурного наследия технологически и/или экономически нецелесообразно (магистральные газопроводы и нефтепроводы, автодороги республиканского и международного значения, и т.п.)
В связи с вышеизложенным, целесообразно проводить АрхЭ совместно с предварительным выбором трассы линейного протяженного объекта проектирования до проведения инженерных изысканий, с целью минимизации объема повторных инженерно-геодезических и инженерно-геологических работ из-за возможного нахождения объектов историко-культурного наследия в коридоре трассы объекта проектирования.