В настоящее время такой крупный инфраструктурный объект как метрополитен Алматы имеет в своем составе 11 станций мелкого и глубокого заложения, общая длина сети 13,4 км. Идет строительство 12-й станции «Калкаман» на пересечении проспекта Абая и улицы Ашимова, и пробивка туннеля к ней от станции «Б. Момышулы».
В начале 2024 года, в ходе визита президента Токаева в Алматы, ему была презентована схема развития алматинского метрополитена, которая содержит в себе три новые линии.
Вот небольшое описание этих планируемых линий.
Линия в восточном направлении протяженностью 12,8 км начнется от станции «Жибек Жолы». Она имеет 8 станций с расстояниями между ними около 1,7 километра. Линия пройдет в восточном направлении вдоль улицы Гоголя через «Центральный парк культуры и отдыха» (ЦПКиО) до ВОАД, далее — в северо-восточном направлении вдоль Кульджинского тракта в сторону аэропорта. Одной из промежуточных станций станет транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Восток» в районе перехода ВОАД в Кульджинский тракт.
Новости инфраструктурных проектов Казахстана — в этом телеграм-канале
Линия метро в северном направлении начнется от станции «Сайран». Ее протяженность составит 16,4 км, и она будет иметь 15 станций. От «Сайрана» линия в северном направлении пройдет вдоль улицы Брусиловского, далее по шоссе Северное Кольцо (через рынки оптово-розничной торговли) и в восточном направлении по улице М. Жумабаева через микрорайоны «Кокмайса», «Карасу», «Айнабулак» до пересечения проспекта Суюнбая и улицы Хмельницкого.
Еще одна линия наземного метро протянется от вокзала «Алматы-2» в северном правлении вдоль проспекта Суюнбая до вокзала «Алматы-1». Протяженность линии — 8,5 км. Количество и расположение станций будет определено при дальнейшем проектировании. Скорее всего линия метро пойдет параллельно существующей жд-линии между двумя вокзалами Алматы.
Также предполагается развитие действующей линии метро в северо-западном направлении до ТПУ «Запад» (расположен около рынка «Алтын Орда»).
Недавно стало известно, что акимат Алматы до конца 2024 года приступит к разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) на строительство линии метрополитена в восточном направлении — от станции «Жибек Жолы» до аэропорта. Уже запланированы станции в следующих районах города:
- № 1 — рядом со станцией «Жибек Жолы», восточнее проспекта Назарбаева с организацией пересадочного узла на первую линию;
- № 2 — в районе Центрального парка культуры и отдыха;
- № 3 — в районе пересечения улицы Кумай с ВОАД;
- № 4 — рядом со спорткомплексом «Халык Арена»;
- № 5 — на территории транспортного пересадочного узла «Восточный» напротив рынка «Жетысу»;
- № 6 — рядом с ТРЦ «Апорт-2» и автосалоном;
- № 7 — в районе микрорайона Нуршашкан;
- № 8 — рядом с аэропортом;
- электродепо — севернее станции № 7.
Будем надеется, что разработка данного ТЭО станет началом мощного развития алматинского метрополитена в северо-восточном направлении.