Источник: сайт «Zhobalau.kz»
От автора — 27 декабря 2014 года опубликованы новые Правила дорожого движения. Статья об этом здесь.
19 апреля 2014 года опубликован в СМИ Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года № 194-V «О дорожном движении», который вводится в действие с 20 октября 2014 года (дата опубликования + 6 месяцев). После его вступления в действие, утрачивает силу Закон Республики Казахстан от 15 июля 1996 года «О безопасности дорожного движения».
Что интересного для проектировщика в новом законе?
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1) система экстренного вызова при авариях и катастрофах (далее — система экстренного вызова) — государственная автоматизированная информационная система, функционирующая с использованием сигналов и данных навигационных спутниковых систем, обеспечивающая предоставление формализованной информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан в экстренные оперативные службы;
9) населенный пункт — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены соответствующими знаками;
11) дорога — вся полоса отвода земли либо поверхность искусственного сооружения, обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
16) безопасность дорожного движения — состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а также от негативных воздействий дорожного движения на экологическую обстановку, здоровье населения;
17) обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предотвращение дорожно-транспортных происшествий, негативных воздействий дорожного движения на экологическую обстановку, здоровье населения, снижение тяжести их последствий, а также на устранение таких последствий;
18) уполномоченный орган по обеспечению безопасности дорожного движения (далее — уполномоченный орган) — центральный исполнительный орган и его территориальные подразделения столицы, городов республиканского и областного значения, осуществляющие руководство в пределах своей компетенции и межотраслевую координацию в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
19) технические средства регулирования дорожного движения — дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры (включая оборудование, определяющее программу их работы), регулирующие устройства на железнодорожных переездах, а также дорожные ограждения и направляющие устройства;
20) организация дорожного движения — комплекс организационно-правовых, нормативно-методических, проектно-изыскательских, организационно-технических, контрольно-надзорных, распорядительных и других мероприятий по управлению дорожным движением;
27) интеллектуальная транспортная система — комплекс взаимосвязанных автоматизированных систем, обеспечивающих управление и контроль за дорожным движением;
Статья 10. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
14) согласовывает нормативную, проектную и техническую документацию на проектирование, строительство, ремонт, содержание дорог и управление ими в части обеспечения безопасности дорожного движения с учетом потребностей инвалидов в целях обеспечения им равного доступа;
15) согласовывает в установленном порядке документацию по территориально-транспортному планированию и организации дорожного движения;
16) участвует в рабочих и государственных комиссиях по приемке в эксплуатацию автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, жилых комплексов и отдельных зданий и сооружений, а также образцов новых транспортных средств;
Статья 17. Компетенция областных, городов республиканского значения, столицы и районных (городов областного значения) представительных и исполнительных органов
2. Областные, городов республиканского значения, столицы и районные (городов областного значения) исполнительные органы в пределах своей компетенции и региона:
3) обеспечивают выполнение и контроль за всеми видами работ по строительству, реконструкции, ремонту, внедрению и содержанию технических средств регулирования дорожного движения на дорогах областного и районного значения, улицах населенных пунктов;
4) разрабатывают и реализуют мероприятия по организации дорожного движения на дорогах;
5) обеспечивают в градостроительной документации наличие раздела по территориально-транспортному планированию и организации дорожного движения;
8) принимают меры по снижению транспортной нагрузки на населенные пункты путем:
разработки, принятия и выполнения генерального плана населенных пунктов с учетом развития общественного транспорта и организации дорожного движения;
установления специальных зон организации дорожного движения путем введения различных ограничений на въезд транспортных средств на отдельные городские территории;
информационного обеспечения дорожного движения в населенных пунктах;
Статья 25. Мероприятия по организации дорожного движения
3. Государственные органы, осуществляющие мероприятия по территориально-транспортному планированию и организации дорожного движения, в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают разработку и утверждение документации по территориально-транспортному планированию и организации дорожного движения;
2) обеспечивают межрегиональную и региональную координацию совместного проектирования и реализации мероприятий в сфере территориально-транспортного планирования и организации дорожного движения, включая согласование проектов и определение источников финансирования;
4) устанавливают требования к порядку размещения объектов капитального строительства и их присоединения к улично-дорожной сети в целях обеспечения учета провозной и пропускной способности транспортной системы населенных пунктов;
5) устанавливают требования по учету существующего и перспективного уровня автомобилизации в населенных пунктах при транспортном планировании, развитии и размещении объектов транспортной инфраструктуры;
6) вводят требования по установлению и актуализации красных линий, обязательному соблюдению регламента использования территорий в их границах, а также резервированию территорий для планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры;
7) устанавливают правовые критерии оценки и нормативные требования к транспортной связанности и доступности территорий;
8) обеспечивают взаимосвязь деятельности по территориально-транспортному планированию и организации дорожного движения;
Статья 30. Устойчивый транспорт
1. Устойчивым транспортом являются транспортные средства, позволяющие снизить уровень негативного воздействия на окружающую среду в процессе дорожного движения.
3. К устойчивому транспорту относятся велосипеды и экологичные транспортные средства.
5. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы обеспечивают транспортное планирование с учетом развития устойчивого транспорта.
Статья 31. Интеллектуальная транспортная система
1. Интеллектуальная транспортная система на основании комплекса взаимосвязанных автоматизированных систем:
1) управляет дорожным движением и работой всех видов транспорта;
2) обеспечивает безопасность и мониторинг дорожного движения;
3) информирует участников дорожного движения об организации транспортного обслуживания;
4) собирает исходные данные для оценки транспортной ситуации;
5) формирует информацию о дорожно-транспортной ситуации;
6) оперативно предоставляет информацию соответствующим уполномоченным органам в случае возникновения криминальных и чрезвычайных ситуаций.
3. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы обеспечивают:
1) создание специализированных структур в составе местных исполнительных органов в целях организации и оперативного управления дорожным движением;
2) внедрение современных интеллектуальных систем управления дорожным движением и городским пассажирским транспортом;
Статья 39. Обеспечение безопасности дорог в отношении их пользователей
3. На дорогах запрещается:
5) устанавливать скорость движения транспортных средств свыше ста километров в час при отсутствии раздельных проезжих частей дороги для движения транспортных средств в каждом направлении и обустройства пересечений дорог в разных уровнях;
7) размещать в закрепленной полосе площадки для стоянки и мойки транспортных средств;
Статья 40. Основные меры обеспечения безопасности дорожного движения пешеходов
2. В целях обеспечения безопасности дорожного движения пешеходов документация по территориально-транспортному планированию и организации дорожного движения должна предусматривать:
1) планирование землепользования с учетом исключения рисков во время движения пешеходов путем создания безопасных взаимосвязанных и удобных для перемещения маршрутов, используемых ими;
2) сооружение безопасных, удобных, соединенных между собой пешеходных путей с их искусственным освещением;
3) на этапе проектирования и строительства дорог разделение движения пешеходных и транспортных потоков противоаварийными разделительными барьерами и ограждениями.
Статья 41. Обеспечение потребностей пользователей дорог в рамках планирования населенных пунктов
1. При планировании дорог населенных пунктов обеспечиваются потребности всех пользователей дорог в рамках устойчивого городского планирования, управления спросом на услуги транспорта и использования земельных ресурсов на основе:
1) регулирования спроса населения на поездки, обеспечивая приоритетность и преимущество общественному транспорту;
2) обеспечения доступности транспортных средств к местам назначения;
3) планирования и размещения рынков, объектов с массовым пребыванием людей с учетом обеспечения безопасности дорожного движения и бесперебойной пропускной способности дорог и улиц населенных пунктов;
4) учета географических и демографических условий;
5) внедрения интеллектуальной транспортной системы;
6) включения требований по обеспечению безопасности дорожного движения в функции по планированию населенных пунктов, транспортной инфраструктуры и использованию земель населенных пунктов.
2. Схемы территориально-транспортного планирования, генеральные планы населенных пунктов должны предусматривать:
1) безопасную и бесперебойную организацию дорожного движения;
2) высокий уровень защиты участников дорожного движения от воздействия дорожно-транспортных происшествий согласно утвержденным техническим характеристикам;
3) разделение транспортных и пешеходных потоков путем строительства подземных и надземных пешеходных переходов;
4) наличие парковок, паркингов, велосипедных полос движения либо велосипедных дорожек, а также полос движения, предназначенных для общественного транспорта и специальных транспортных средств организаций скорой медицинской помощи и противопожарной службы;
5) разделение встречных потоков транспортных средств дорожными ограждениями, ограничивающими выезд на полосу встречного движения;
6) разделение пересекающихся потоков транспортных средств транспортными развязками в разных уровнях;
7) предотвращение чрезмерной концентрации транспортных средств, населения и производства;
8) развитие территории населенного пункта, включая транспортную и инженерную инфраструктуры, с учетом организации дорожного движения, соответствующей прогнозируемым демографическим, автомобильным, дорожным и социально-экономическим условиям;
9) соотношение пропускной способности дорог, транспортных развязок, парковок и паркингов транспортных средств от концентрации транспортных средств и застройки территорий населенных пунктов;
10) иные меры по обеспечению безопасности дорожного движения при устойчивом развитии населенных пунктов.
Статья 43. Разработка безопасной дорожной инфраструктуры, обеспечивающей потребности в мобильности и доступе пользователей дорог
Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций, местные исполнительные органы, владельцы дорог обязаны разрабатывать безопасную дорожную инфраструктуру, обеспечивающую потребности в мобильности и доступе пользователей дорог, на основе:
1) учета всех видов транспортных средств при строительстве новой инфраструктуры, в том числе обеспечения дорог и улиц интеллектуальными транспортными системами, велосипедными полосами движения либо велосипедными дорожками, полосами движения, предназначенными для общественного транспорта;
2) установления и утверждения минимальных рейтингов безопасности для новых проектов и инвестиций в дороги, которые обеспечивают отражение в технических характеристиках новых проектов потребностей всех пользователей дорог в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности.
Статья 44. Обустройство дорог объектами дорожного сервиса
1. Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций, местные исполнительные органы, владельцы дорог на этапе проектирования, реконструкции, строительства и эксплуатации дорог:
1) обеспечивают обустройство дорог объектами дорожного сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов с учетом требований обеспечения безопасности дорожного движения и оборудования специальными техническими средствами, приспособлениями, создающими инвалидам равные условия пребывания с другими гражданами;
2) организуют работу объектов дорожного сервиса с учетом обеспечения безопасности участников дорожного движения;
3) предоставляют информацию участникам дорожного движения о наличии объектов дорожного сервиса и расположении ближайших организаций здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
2. Размещение объектов дорожного сервиса и инженерных коммуникаций в пределах дорог и дорожных сооружений не должно ухудшать видимость на дороге и другие условия безопасности дорожного движения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о дорожном движении.
С полным данного документа можно ознакомиться здесь.