Опубликованы «Правила и разрешительные требования по аккредитации организаций, осуществляющих инжиниринговые услуги по техническому надзору и экспертные работы по техническому обследованию надежности и устойчивости зданий и сооружений»

Источник: сайт «Zhobalau.kz»

31 декабря 2015 года в СМИ опубликован приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 709 «Об утверждении Правил и разрешительных требований по аккредитации организаций, осуществляющих инжиниринговые услуги по техническому надзору и экспертные работы по техническому обследованию надежности и устойчивости зданий и сооружений на технически и технологически сложных объектах первого и второго уровней ответственности». Данный документ вступает в силу 22 января 2016 года (дата опубликования + 21 календарный день).

Данным документом утверждаются «Правила и разрешительные требования по аккредитации организаций, осуществляющих инжиниринговые услуги по техническому надзору и экспертные работы по техническому обследованию надежности и устойчивости зданий и сооружений на технически и технологически сложных объектах первого и второго уровней ответственности».

Приводим некоторые извлечения из этого документа.

Для аккредитации организаций, осуществляющих инжиниринговые услуги по техническому надзору на технически и технологически сложных объектах первого и второго уровней ответственности:
11. Для прохождения и подтверждения аккредитации заявители должны соответствовать следующим разрешительным требованиям:
1) для осуществления технического надзора на технически и технологически сложных объектах первого уровня ответственности:
иметь в своем составе на постоянной основе не менее трех аттестованных экспертов, осуществляющих технический надзор на объектах первого уровней ответственности, в том числе по специализациям:
по объектам первого уровня ответственности – в части несущих и ограждающих конструкций (не менее одного эксперта);
по объектам первого уровня ответственности – в части инженерных сетей (не менее одного эксперта);
по объектам первого уровня ответственности – в части технологического оборудования (не менее одного эксперта)
иметь на праве собственности или привлеченную (на основании договора) аккредитованную лабораторию;
иметь административно-бытовые помещения на праве собственности или аренды на срок более одного года, удовлетворяющие требованиям Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации жилых и других помещений, общественных зданий», утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 125 (зарегистрированный в Реестре нормативных правовых актов за № 10637);
иметь материально-техническую оснащенность, в том числе средства измерений и контроля, необходимых для выполнения возложенных обязанностей и функций;
иметь нормативно-техническую и методологическую литературу, необходимую для выполнения возложенных обязанностей и функций.
2) для осуществления технического надзора на технически и технологически сложных объектах второго уровня ответственности:
иметь в своем составе на постоянной основе не менее трех аттестованных экспертов, осуществляющих технический надзор на объектах второго и третьего уровней ответственности, в том числе по специализациям:
по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части несущих и ограждающих конструкций (не менее одного эксперта);
по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части инженерных сетей (не менее одного эксперта);
по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части технологического оборудования (не менее одного эксперта);
иметь на праве собственности или привлеченную (на основании договора) аккредитованную лабораторию;
иметь административно-бытовые помещения на праве собственности или аренды на срок более одного года, удовлетворяющие требованиям Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации жилых и других помещений, общественных зданий», утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 125 (зарегистрированный в Реестре нормативных правовых актов за № 10637);
иметь материально-техническую оснащенность, в том числе средства измерений и контроля, необходимых для выполнения возложенных обязанностей и функций;
иметь нормативно-техническую и методологическую литературу, необходимую для выполнения возложенных обязанностей и функций
12. Свидетельство об аккредитации организации, осуществляющих инжиниринговые услуги по техническому надзору на технически и технологически сложных объектах первого и второго уровней ответственности, подтверждается один раз в два года со дня аккредитации или подтверждения в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

Для аккредитации организаций, осуществляющих экспертные работы по техническому обследованию надежности и устойчивости зданий и сооружений на технически и технологически сложных объектах первого и второго уровней ответственности:
16. Для прохождения аккредитации заявители представляют через портал «электронного правительства» www.egov.kz в уполномоченный орган следующие документы:
запрос в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью уполномоченного юридического лица, по установленной форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам и разрешительным требованиям;
форма сведений, для прохождения аккредитации организации, осуществляющей экспертные работы по техническому обследованию надежности и устойчивости зданий и сооружений на технически и технологически сложных объектах первого и второго уровней ответственности, согласно приложению 6 к настоящим Правилам и разрешительным требованиям;
копия справки, заверенная кадровой службы о штатном составе аттестованных экспертов и других специалистов (прикрепляется в виде электронной копии документов к электронному запросу);
копия диплома инженер-геодезиста (прикрепляется в виде электронной копии документов к электронному запросу).
17. Для прохождения аккредитации заявители должны соответствовать следующим разрешительным требованиям:
иметь в своем составе на постоянной основе не менее трех аттестованных экспертов, осуществляющих техническое обследование надежности и устойчивости зданий и сооружений;
иметь в своем составе на постоянной основе не менее одного аттестованного эксперта осуществляющего экспертизу проектов по специализации конструктивная часть;
иметь в своем составе на постоянной основе не менее одного инженера-геодезиста (с опытом работы не менее трех лет);
иметь на праве собственности или привлеченную (на основании договора) аккредитованную лабораторию;
иметь административно-бытовые помещения на праве собственности или аренды на срок более одного года, удовлетворяющие требованиям Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации жилых и других помещений, общественных зданий», утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 125 (зарегистрированный в Реестре нормативных правовых актов за № 10637);
иметь материально-техническую оснащенность, в том числе средства измерений и контроля, необходимых для выполнения возложенных обязанностей и функций, а также компьютеры, оснащенные лицензионными программными обеспечениями необходимыми для выполнения расчетов, составления и оформления графических и иных материалов;
иметь нормативно-техническую и методологическую литературу, необходимую для выполнения возложенных обязанностей и функций.
18. Свидетельство об аккредитации организации, осуществляющей экспертные работы по техническому обследованию надежности и устойчивости зданий и сооружений на технически и технологически сложных объектах первого и второго уровней ответственности, подтверждается один раз в два года со дня аккредитации или подтверждения в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

Также в документе в качестве приложений представлены образцы заявлений, форм сведений, формы свидетельств об аккредитации.

С полным текстом данного документа можно ознакомиться здесь.


Также статьи по данной теме:

Статья на сайте «Техническое обследование надежности и устойчивости зданий и сооружений».

Статья на сайте «Правила осуществления технического обследования надежности и устойчивости зданий и сооружений».

Статья на сайте о Сборнике тестовых вопросов по аттестации экспертов, осуществляющих экспертные работы и инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

Статья на сайте о Стандарте по аккредитации организаций, осуществляющих технический надзор и техническое обследование

Статья на сайте о Регламенте государственной услуги по аккредитации организаций, осуществляющих технический надзор и техническое обследование

Запись опубликована в рубрике Zhobalau.kz, Законодательство, Лицензирование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

122 комментария на «Опубликованы «Правила и разрешительные требования по аккредитации организаций, осуществляющих инжиниринговые услуги по техническому надзору и экспертные работы по техническому обследованию надежности и устойчивости зданий и сооружений»»

  1. Салим Т говорит:

    Добрый вечер!
    Подскажите, пожалуйста, для получения Свидетельства аккредитации на осуществление технический надзор второго уровня сложности: Сколько квадратных метров должно приходиться на одного работника в Административно-бытовом помещении (офисе)?
    Второй вопрос: Можно ли увеличивать число экспертов технадзоров сверх минимума трех экспертов, введя дополнения в штатное расписание и какова процедура таких действии (что для этого требуется делать)?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      1. Согласно п.43 Санитарных правил (ссылка на сам документ внизу статьи), в административных зданиях (помещениях) площадь помещений принимается на одного работающего не менее 6 квадратных метров.
      2. Конечно можно, главное чтобы выдерживалось еще одно правило: не менее одного технадзора в части несущих и ограждающих конструкций, не менее одного технадзора в части инженерных сетей, не менее одного технадзора в части технологического оборудования.
      Если Вы еще не аккредитованы, то просто вписываете данные всех этих экспертов в Форму сведений (приложение 2 к Правилам), но тогда и площадь помещений у Вас должна быть соответствующая — на каждого по 6 кв.метров.
      Если Вы посмотрите Реестр аккредитованных ЮЛ на технадзор (ссылка на Реестр внизу статьи), то увидите, что у некоторых ЮЛ до 50 экспертов.
      Это все мое личное мнение, для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства.

  2. Рамиль говорит:

    День добрый!
    Существет ли общий каталог всех аккредитованных компаний в РК? Где можно найти потенциальные компании, которые могут осуществлять тех. надзор?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      В этой статье сказано о Реестре аккредитованных организаций, осуществляющих инжиниринговые услуги по техническому надзору — ссылка на сам Реестр внизу статьи.

  3. Салим Т говорит:

    Может ли ежегодный Сертификат поверки Тахеометра 2007 года изготовления служить основанием или подтверждением права собственности на него. Ведь, такое оборудование вносится в какой-то реестр?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      По-моему мнению, сертификат поверки НЕ устроит КДС в качестве доказательства собственности на прибор, обычно они требуют счет-фактуру.
      Для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства.

  4. Гость говорит:

    У нас сложилась патовая ситуация. Товарищество образовано в этом,2017 году, получена аккредитация на технический надзор второго уровня. Штат укомплектован специалистами. Один из экспертов получил аттестат после выхода на пенсию, трудовая книжка была сдана в ГСВП для назначения пенсии, после выхода на пенсию трудовая книжка не заводилась. Организатор конкурса запрашивает опыт работы инженеров-экспертов, а указанный пенсионер не может подтвердить свой опыт работы, с предыдущей места работы выдали только Справку о том, что он работал инженером по техническому надзору в течении 4 лет. А объекты в которых он был закреплен в качестве инженера-эксперта технического надзора не указаны. Может ли Справка с предыдущего места работы служить подтверждением опыта работы или есть ли другие способы подтверждения опыта работы? Заранее благодарны за возможный ответ. Спасибо.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Согласно статьи 35 Трудового кодекса:
      Документом, подтверждающим трудовую деятельность работника, может быть любой из следующих:
      1) трудовая книжка;
      2) трудовой договор с отметкой работодателя о дате и основании его прекращения;
      3) выписки из актов работодателя, подтверждающих возникновение и прекращение трудовых отношений на основе заключения и прекращения трудового договора;
      4) выписки из ведомости выдачи заработной платы работникам;
      5) послужной список (перечень сведений о работе, трудовой деятельности работника), подписанный работодателем, заверенный печатью организации (при ее наличии);
      6) выписки из единого накопительного пенсионного фонда о перечисленных обязательных пенсионных взносах;
      7) сведения из Государственного фонда социального страхования о произведенных социальных отчислениях;
      8) архивная справка, содержащая сведения о трудовой деятельности работника.

  5. Сара говорит:

    Свидетельство об аккредитации по аттестации ИТР , техническому надзору выдается с ограничением срока. к примеру на 2 года. А как осуществляется продление или пролонгация деятельности. Есть ли какие то нормативные ссылки ,мы не находим.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Согласно п.18 Правил (ссылка на сам документ внизу статьи — перед комментариями), свидетельство по аккредитации подтверждается каждые два года, а согласно п.20 для этого подтверждения предоставляются те же самые документы, что и при первичной аккредитации.
      Это мое личное мнение, для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства.

  6. Нургуль говорит:

    Один из троих, заявленных на аккредитацию по техническому надзору, экспертов инженеров технического надзора хочет уволиться. Каким порядком оформить ему замену, для того чтобы сохранить Свидетельство об аккредитации?
    Заранее благодарю за возможный Ваш ответ.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Выскажу свое мнение.
      Так как для соответствия аккредитационным требованиям, согласно Правилам, в штате организации должно быть не менее трех аттестованных экспертов по технадзору, причем не менее одного в части несущих и ограждающих конструкций, не менее одного в части инженерных сетей, не менее одного в части технологического оборудования, то формально у Вас в штате никогда не должно быть количество экспертов менее указанного количества.
      Также в Правилах сказано, что обо всех изменениях в сведениях, которые подавались для аккредитации, Вы должны своевременно уведомлять ГАСК.
      Поэтому я бы еще до увольнения этого технадзора принял бы в штат одного такого же технадзора (с той же специализацией и категорией) — не зря по Трудовому кодексу Вы имеете право уволить сотрудника в течении месяца после его заявления по собственному желанию, и написал бы в ГАСК письмо об изменении в Вашем штате — такой-то эксперт заменяется таким-то экспертом, с приложением соответствующего аттестата и других документов.
      Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться письменно с этим вопросом в местный ГАСК или Комитет по делам строительства.

      • Нургуль говорит:

        То есть, можно не обращаться в КДС, а просто подать изменения, о замене эксперта в ГАСК? Так даже было бы лучше. Спасибо.

        • Бастық говорит:

          Добрый день!
          Конечно же я ошибся, перепутал аттестацию экспертов с аккредитацией — обращаться нужно в тот орган который проводил аккредитацию, то есть в КДС.

  7. Евгения говорит:

    Здравствуйте, в начале 2018 г заканчивается действие аттестата по аккредитации организаций, осуществляющих инжиниринговые услуги и экспертные работы по техническому обследованию надежности и устойчивости зданий и сооружений на технически и технологически сложных объектах первого и второго уровней ответственности, вопрос: на основании каких нормативных документов будет осуществляться повторная аккредитация организации и в какие сроки?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Я не нашел в законодательстве прямого ответа на Ваш вопрос. Мое мнение, переаккредитация будет проводится по тем же правилам что и первичная аккредитация — по-моему именно об этом говорится в п.20 Правил аккредитации, только эта процедура там называется «подтверждение действия свидетельства об аккредитации».
      Это мое личное мнение, для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства.

  8. шыныбек говорит:

    Здравствуйте! Вы можете разъяснить следующую ситуацию? Производственное предприятие в своей структуре имеет отдел капитального строительства. В штате отдела имеются аттестованные эксперты технического надзора по объектам второго уровня ответственности по всем трем видам СМР. Вопрос: Надо ли данному предприятию проходить аккредитацию, чтобы осуществлять технический надзор при строительстве объектов?? Например, при строительстве 9-ти этажного жилого дома.
    С уважением,

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      По-моему мнению, так как жилой 9-этажный дом это технически сложный объект второго уровня ответственности, согласно п.7 статьи 34-1 Закона, технадзор на нем могут проводить только аккредитованные юридические лица. Соответственно, Вам нужно пройти соответствующую аккредитацию.
      Это все мое личное мнение, для получения официального ответа рекомендую обратиться в КДС.

      • шыныбек говорит:

        Добрый день! Инжиниринг — это профессиональная услуга, и они предоставляются на платной основе. И поэтому, почему, если Заказчик осуществляет строительство только для своих работников, и не собирается предоставлять данные услуги на стороне, ему необходимо проходить аккредитацию? Некорректно. Ведь его штатные эксперты прошли аттестацию, и имеют права на технический надзор по объектам второго уровня ответственности. Тем более предусмотрены административная и уголовная ответственность для всех участников строительства. С уважением,

        • Бастық говорит:

          Добрый день!
          Выскажу свое личное мнение.
          Государство не делит объекты строительства на общедоступные или доступные только сотрудникам заказчика — ответственность оно несет за всех своих граждан, как бы это пафосно не звучало.
          Согласно Правил аккредитации, для проведения технадзора на объектах второго уровня ответственности помимо трех экспертов нужно иметь аккредитованную лабораторию (в собственности либо в аренде), различные контрольно-измерительные приборы, специальную литературу.
          Если этого оборудования у Вас нет, а есть только эксперты, то получается, что объект для Ваших сотрудников будет построен под руководством технически менее оснащенного технического надзора, чем могло бы быть при привлечении аккредитованной организации. Какие бы не были Ваши эксперты опытными, их опыт не заменит лабораторию и измерительные приборы.
          Если все это у Вас есть (приборы, лаборатория), то пройти аккредитацию Вам не составит труда.
          Это все мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться в КДС.

          • шыныбек говорит:

            Добрый день! И все же я не соглашусь с Вашим этим мнением. Эксперты обязаны проверять и контролировать качество как СМР, так и применяемых материалов. При отсутствии своей лаборатории, может же заключить договор с строительной аттестованной лабораторией, прошедшей аккредитацию? Тем более такое условие предусмотрено и Законом.
            Я соглашусь с Вашим предыдущим мнением- идет принудительный процесс укрупнения участников строительного рынка.
            А обращаться в КДС я считаю бесполезной затеей — документы инициированы ими.
            Спасибо за консультацию.

  9. шыныбек говорит:

    Добрый день! И все же, почему для аккредитации, организация обязана иметь в штате не менее трех экспертов? Почему в организации нельзя иметь в своем штате одного эксперта с тремя разными аттестатами? Ведь имея одного эксперта, с тремя разными аттестатами, можно же участвовать в тендере на оказание услуг того или иного вида работ при проведении текущего или капитального ремонта здания, коммуникаций, инженерных сетей, оборудования? Не везде же работы ведутся в полном объеме с нуля? Почему??? С уважением.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Я думаю Ваш вопрос лучше задавать напрямую в Комитет по делам строительства — именно они инициировали этот процесс — аккредитацию организаций, осуществляющих технадзор. Некоторым вообще не понятно зачем нужна эта аккредитация…
      У меня нет мыслей на этот счет, кроме того, что идет принудительный процесс укрупнения участников рынка СМР и проектирования, и, соответственно, вытеснение с этого рынка мелких компаний и ИП.

      • шыныбек говорит:

        Добрый день! Полностью согласен с Вашими доводами.
        Хотел проконсультироваться еще по одному вопросу. Эксперт технического надзора по объектам первой категории — лицо с высшим профобразованием и опытом работы ЭКСПЕРТОМ (какой категории) не менее пяти лет. В этом году будет 5 лет со дня утверждения и принятия «Правил ..» а экспертов первой категории (если можно их так называть) уже целый список, как и аккредитованных организаций, имеющих в штате экспертов первой категории. Это некорректно указано в Правилах, или я в чем то ошибаюсь??? С уважением

        • Бастық говорит:

          Добрый день!
          Выскажу свое мнение — эксперты технического надзора появились не в 2012 году, они были и при СССР, должность называлась по другому — инженер по надзору за строительством. В Законе «Об АГСД» понятие «технический надзор» появилось в 2005 году, соответственно кто-то осуществлял этот технический надзор. Поэтому, как мне кажется, в 2012, когда было введено понятие аттестации эксперта технического надзора, экспертами технадзора по объектам первой категории могли стать именно те специалисты, которые до 2012 года осуществляли технический надзор — но не менее пяти лет.
          Это мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться в КДС.

          • шыныбек говорит:

            Добрый день! Я не буду оспаривать ваше личное мнение. Извините, тогда надо было писать — не опыт эксперта, а — опыт технического надзора. У меня общий стаж работы в системе строительства 40 лет, из них 27 лет — инженер, главный инженер, начальник отдела капстроительства. Обязанность — технический надзор в строительстве. И в трудовой книжке и в должностных инструкциях указаны данные должности. С этой записью и на пенсию вышел. А понятие «эксперт по технадзору» появилось в 2012 г. Понятие — эксперт по технадзору, даже в квалификационном справочнике не указано.
            Но я обращаюсь по другому случаю. Ввиду того, что у меня техническое образование (Казахский химико-технологический институт, инженер-механик) меня не допустили к аттестации на эксперта. Вот Вам и наличие опыта. Подскажите, может где-то в документах есть исключение для моего случая (только пожалуйста не направляйте в КДС))). С уважением

            • Бастық говорит:

              Добрый день!
              К сожалению, я думаю с Вашим дипломом Вы не получите допуск к аттестации на технадзора, и наличие огромного опыта Вам здесь не поможет — инспектор ГАСК, как государственный служащий, обязан строго соблюдать ведомственные НПА, и фактически, обязан формально подходить к процессу допуска к аттестации, что они успешно и делают. Писать в Вашем случае в КДС, по-моему мнению, бесполезно.

              • шыныбек говорит:

                Добрый день! Спасибо за совет. Я в последние 3 года куда только не обращался. Писал письмо и В.Галиеву, и Г.Абдрайманову , и С.Нокину. Даже бывшему Премьер-Министру Ахметову С.Н. обращался. К большому моему сожалению письма до них не доходят. Письма направляют в комитет, а там они, для исполнения, попадают тем специалистам, которые ссылаясь на Законы, Правилам дают ответ — НЕ ПОЛОЖЕНО. А таких, которые оказались в моей ситуации, очень много. А ведь можно внести в Закон и Правила дополнение- высшее профессиональное (техническое) образование и увеличить стаж работы. Такая же ситуация сегодня сложилась и с аттестацией ИТР. Человек проработал ИТР 15-20 лет, а сегодня не может пройти аттестацию т.к. образование не позволяет. Абсурд!! Проверить бы у этих чиновников их профессиональное образование. А ведь их содержат за народные деньги. Приношу свои извинения. Просто наросло))) Бардак и все)) Спасибо за беседу. Ухожу с эфира)))

  10. Талгат говорит:

    Здравствуйте. вопрос. мы ГУ у нас имеется территория и ее очищают летом от мусора и грязи, а зимой от снега подрядчик. можем ли мы нанимать независимый технический надзор для контроля по уборки территории?, это законно ли?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Уборка мусора или снега не является видом строительно-монтажных работ (СМР), а технический надзор осуществляется за ходом СМР. Поэтому нанимать технический надзор, по-моему мнению, в данной ситуации не правильно.
      По-моему мнению, Вы должны назначить приказом руководителя ГУ ответственное лицо за контролем уборки территории — из сотрудников своего штата, обычно это начальник АХО, которое и будет принимать работы у подрядчика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *