Получение архитектурно-планировочного задания




Одним из видов исходных материалов для разработки проектов строительства является архитектурно-планировочное задание (далее по тексту – АПЗ). Это следует из п.24 «Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства» (далее по тексту – Правила), утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 750, и введенными в действие с 1 марта 2016 года. Данный документ отменяет ранее действовавшие «Правила оформления и выдачи исходных материалов (данных) для проектирования, а также прохождения разрешительных процедур на строительство новых и изменение существующих объектов (зданий, сооружений, их комплексов и коммуникаций)», утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 293.

Определение АПЗ дано в п.49 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее по тексту ЗРК «Об АГСД»):
архитектурно-планировочное задание — комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению объекта на конкретном земельном участке (площадке, трассе), а также обязательные требования, условия и ограничения к проектированию и строительству, устанавливаемые в соответствии с градостроительными регламентами для данного населенного пункта. При этом допускается установление требований по цветовому решению и использованию материалов отделки фасадов зданий (сооружений), объемно-пространственному решению в соответствии с эскизами (эскизными проектами), предоставляемыми заказчиком (застройщиком, инвестором);

Рассмотрим подробно процесс получения АПЗ, регламентированный Правилами.

Согласно Правилам, регламентируется процесс получения АПЗ в двух случаях:
— при новом строительстве;
— при реконструкции, переоборудовании, перепланировке.

Сначала рассмотрим процедуру получения АПЗ при новом строительстве.

Согласно п.31 Правил, заявление о предоставлении АПЗ при новом строительстве подается по утвержденной форме (приложение №1 к Правилам) в адрес структурного подразделения местных исполнительных органов (далее по тексту – МИО), осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства посредством веб-портала «электронного правительства» или Государственной корпорации с приложением:
1) утвержденного задания на проектирование;
2) правоустанавливающего документа на земельный участок;
3) опросного листа для технических условий (приложение №2 к Правилам);
4) топографической съемки;
5) для физических лиц – документа, удостоверяющего личность.
Если заявление подается уполномоченным представителем: юридического лица – по документу, подтверждающему полномочия; физического лица – по нотариально заверенной доверенности.
Истребование документов, не предусмотренных п.31 Правил, для получения АПЗ не допускается.
Государственная корпорация принимает заявление посредством информационной системы и направляет его в структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства.
Согласно п.33 Правил, в случае несоответствия планируемого строительства утвержденному проекту детальной планировки, структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подачи заявления направляет заявителю мотивированный отказ посредством веб-портала «электронного правительства» либо Государственной корпорации. В таком случае к заявлению прилагается выкопировка из проекта детальной планировки района застройки.
В случае соответствия планируемого строительства утвержденному проекту детальной планировки, структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, подготавливает АПЗ и другие исходные материалы (согласно п.24 Правил).
Подготовленные материалы и документы структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, направляет в Государственную корпорацию или размещает на веб-портале «электронного правительства».
Государственная корпорация, если заявитель обращался через нее за получением АПЗ, выдает полученные от МИО АПЗ и другие исходные данные заявителю.
Сроки рассмотрения заявления на выдачу АПЗ и других исходных данных для нового строительства, согласно п.36 Правил, составляют:
— по проектам технически и (или) технологически несложных объектов не более 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней;
— по проектам технически и (или) технологически сложных объектов не более 17 (семнадцати) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней.
В случае получения отказа заявитель после устранения замечаний структурного подразделения МИО, осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства, повторно подает заявление в Государственную корпорацию.
В таком случае повторный отказ по основаниям, которые могли, но не были указаны ранее, не допускается.

Теперь рассмотрим процедуру получения АПЗ при реконструкции, переоборудовании, перепланировке.

В первую очередь хотелось бы, привести несколько определений, согласно п.4 Правил:
— переоборудование – изменение помещения (помещений), как правило, связанное с изменением его (их) функционального назначения, полной или частичной заменой внутренней системы технологического и (или) инженерного оборудования, необходимого для жизнеобеспечения, эксплуатации, выпуска какой-либо продукции, оказания услуг и тому подобное;
— перепланировка – изменение планировки помещения (помещений), сопряженное с изменением границ этого помещения (этих помещений);
— реконструкция – изменение отдельных помещений, иных частей здания или здания в целом, как правило, связанное с необходимостью обновления и модернизации изменяемого объекта;
— технический проект – вид предпроектной документации, разрабатываемый в целях проведения реконструкции, перепланировки, переоборудования помещений (отдельных частей) существующих зданий (сооружений);

Согласно п.50 Правил, заявление для получения исходных материалов и разрешительных документов для реконструкции (перепланировки, переоборудования) помещений (отдельных частей) существующих зданий подается в адрес МИО посредством веб-портала «электронного правительства» или Государственной корпорации с приложением:
1) утвержденного задания на проектирование;
2) копий документов, удостоверяющих право собственности заявителя на изменяемый объект, с представлением подлинников для сверки государственным органом, рассматривающим заявление, подлинности документов, либо его нотариально засвидетельствованная копия;
3) письменного согласия собственника (сособственников) объекта на намечаемое изменение и его параметры;
4) нотариально засвидетельствованного письменного согласия собственников других помещений (частей дома), смежных с изменяемыми помещениями (частями дома), в случае, если планируемые реконструкции (перепланировки, переоборудование) помещений (частей жилого дома) или перенос границ помещений затрагивают их интересы;
5) копии технического паспорта изменяемого помещения (оригинал предоставляется для сверки);
6) технического проекта;
7) опросного листа и топографической съемки (при необходимости в дополнительном подключении к источникам инженерного и коммунального обеспечения и/или увеличении нагрузок);
8) копий правоустанавливающих документов на земельный участок (если реконструкция предусматривает дополнительный отвод (прирезку) земельного участка) (оригинал предоставляется для сверки);
9) документа, удостоверяющего личность.
Если заявление подается уполномоченным представителем: юридического лица – по документу, подтверждающему полномочия; физического лица – по нотариально заверенной доверенности.
Согласно п.51 Правил, при перепланировке помещений не требуется получение АПЗ.
Структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства подготавливает АПЗ.
Срок рассмотрения заявления на получение АПЗ при реконструкции и переоборудовании помещений не более 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня подачи заявления, за исключением случаев мотивированного отказа, когда срок не превышает 5 (пять) рабочих дней, согласно п.53 Правил.
В мотивированном отказе указываются причины и конкретные замечания для устранения. Основаниями для отказа являются:
— отклонения от комплекса требований к назначению помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений, а также требований государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства;
— изменения, приводящие к потере несущей способности конструкций помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений.
Заказчик, после устранения замечаний повторно подает заявление.
Последующий отказ не выдается по основаниям, которые могли, но не были указаны ранее.
Структурное подразделение МИО, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, после рассмотрения представленных документов подготавливает решение МИО о реконструкции (перепланировке, переоборудовании) и направляет документы в Государственную корпорацию для выдачи заявителю либо размещает на веб-портале «электронного правительства».
Государственная корпорация, если заявитель обращался через нее за получением АПЗ, выдает заявителю следующие документы:
1) решение МИО о реконструкции (перепланировке, переоборудовании);
2) АПЗ.

Также в Правилах приводится форма заявления на получение АПЗ и других исходных материалов, а также форма самого АПЗ.

Процедуру получения АПЗ, как государственной услуги, регламентирует Стандарт государственной услуги «Выдача архитектурно-планировочного задания», утвержденный приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 257 , в который были внесены соответствующие изменения.


Материалы по данной теме:

Статья о Правилах организации застройки и прохождения разрешительных процедур.

Выбираем квартиру (жилье) – транспортная доступность

Выбираем квартиру (жилье) — вредные внешние факторы

420 комментариев на «Получение архитектурно-планировочного задания»

  1. Арман говорит:

    А можно ли задать вопрос Бастыку. Допустим, мы хотим в формате ГЧП взять в аренду фут.площадку на территории гос.учреждения образования. Принимая во внимание, что земля и терр. — собственность и гос.акт у школы, как мы можем провести АПЗ и ПСД? Согласно упом.п.4 Правил — Реконструкция — построить раздевалку и душевую. Можно ли нам самим разработать ПСД? Кому далее будут принадлежать права собств. на АПЗ и ПСД? Возможна ли передача прав? Спасибо.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      По-моему мнению, Ваш вопрос лежит больше в юридической плоскости, чем в строительной. Соответственно и ответ на него должен давать юрист, специализирующийся в области государственно-частного партнерства. Основные положения ГЧП изложены в соответствующем Законе.
      К сожалению, я не сталкивался с этим.

  2. Гость говорит:

    Добрый день, Бастык.
    Вопрос такой, у нас административное заднние в 5 этажей, хотим пристроить лестинцу эвакуационную, закрытую. Изменяется фасад. Нужно ли для этого брать разрешение на реконструкцию? или срау можно подавать на АПЗ?

  3. Едил говорит:

    Добрый вечер, Бастык!
    Я получил АПЗ, разработали проект…. вопрос: нужно ли теперь этот проект согласовывать с Отделом Архитектуры и градостроительства? Или же нанимаю технический и авторский надзор, вместе с подрядчиком, уведомляюсь ГАСК и начинаю строительство?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Согласно п.68 Правил (ссылка на сам документ внизу статьи до комментариев):
      68. Строительство индивидуального жилого дома осуществляется в соответствии с эскизом (эскизным проектом), согласованным со структурным подразделением МИО, осуществляющим функции в сфере архитектуры и градостроительства, за исключением строительства в столице Республики Казахстан, а также в районах повышенной сейсмической опасности или иных геологических (гидрогеологических) и гидротехнических условиях.
      На территории столицы и в районах повышенной сейсмической опасности или иных геологических (гидрогеологических) и гидротехнических условиях ИЖС осуществляется по проектной документации, которая подлежит обязательной экспертизе.

      Так как у Вас сейсмический район, то Вы должны строить свой объект по проекту, выполненному лицензированной организацией, по поводу обязательной экспертизы — уже говорили о неправомерности этого требования — оно противоречит п.4 статьи 64-1 Закона.
      По-моему мнению, в Вашем случае согласование проекта с местной архитектурой не требуется.
      Это все мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства.

      • Едил говорит:

        Бастык, вопрос был задан не касательно экспертизы,а касательно согласования с Отделом Архитектуры. готовый рабочий проект нужно согласовывать с вышеуказанным отделом или нет?

        • Бастық говорит:

          Добрый день!
          Я специально процитировал пункт 68. Согласно ему, по-моему мнению, если строишь по эскизу (не в Астане, и не в сейсмозоне), то согласование эскиза с архитектурой требуется, если строишь в сейсмозоне по проекту, то согласование не нужно.

  4. Алмаз говорит:

    Добрый день. Не могли бы Вы посоветовать как быть в моей ситуации? Земельный участок находился на территории области. В настоящее время участок присоединен к городу Алматы и он находится за красной линией. Ранее, красной линии не было. Реально ли получить разрешение на строительство?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Подавайте документы на АПЗ — посмотрите какой будет ответ архитектуры, если уже подавали и ответ отрицательный именно из-за нахождения участка планируемого строительства за красной линией, то, к сожалению, я не знаю как Вам помочь. За красной линией строительство не разрешается, т.к. она отделяет проезды, улицы от зон застройки.

  5. Артём говорит:

    Добрый день. Подскажите пож-та, предусматривает подача заявления с прилагаемым перечнем документов по п. 50 Правил, получение решения о реконструкции и АПЗ ?, либо для получения АПЗ по реконструкции необходимо помимо заявления на получение исходных материалов и разрешительных документов для реконструкции подавать еще отдельно заявление на АПЗ согласно п. 31 Правил. Спасибо за ответ.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      По-моему мнению, при реконструкции нужно руководствоваться параграфом 5 Правил (ссылка на документ внизу статьи), он специально написан для случаев реконструкции, а параграф 2, и п.31, соответственно, относится к случаям нового строительства.
      Это все мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства.

  6. Наталья говорит:

    ДД! Подскажите, у нас сгорел частный дом, первый этаж постройки уцелел., но второй выгорел. Какие документы необходимо для реконструкции второго этажа ( так же предусмотрена перепланировка второго этажа), нужно ли получить АПЗ и ТУ , какие разрешительные документы еще понадобиться собрать. Дело в том, что в ЦОНе ни кто не дает конкретного ответа с чего начинать и куда ехать….Отправляют в ГАСК, а там говорят что нужно в ЦОН. Замкнутый круг. Заранее благодарю.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      В каком регионе Казахстана находится Ваш объект?

      • Наталья говорит:

        ДД! г.Алматы, Алатауский район(в ЦОНе этого района нам ни один так называемый специалист не смог дать внятного ответа по какому плану нам действавать…)

        • Бастық говорит:

          Добрый день!
          Если Ваш объект в Алматы, то это сейсмически опасный район и, следовательно, прохождение разрешительных процедур осложнено этим обстоятельством.
          По-моему мнению, согласно законодательства, а именно п.7 статьи 34-4 Закона, в первую очередь Вы должны провести техническое обследование Вашего объекта на предмет надежности и устойчивости, так как объект подвергся пожару. Этим занимаются специальные аккредитованные организации — может быть первый этаж Вашего объекта также поврежден, просто это не видно визуально, и нужно будет проводить специальные восстановительные мероприятия или даже полный снос объекта.
          Далее, по-моему мнению, все стандартно:
          — получение АПЗ;
          — заказ проекта в лицензированной организации, в том числе с учетом рекомендаций заключения технического обследования, указанного выше;
          — наем подрядчика, авторского и технического надзора;
          — уведомление ГАСК о начале СМР;
          — СМР;
          — приемка объекта в эксплуатацию.
          Выполнение всех этих процедур позволит Вам ввести в эксплуатацию свой объект с получением всех регистрационных документов на построенный объект. Напомню, все эти сложности из-за сейсмичности района строительства.
          Это все мое личное мнение, оно может быть ошибочным, для получения официального ответа рекомендую обратиться в Комитет по делам строительства.

  7. Нурбол говорит:

    Здравствуйте!
    Может ли «Арендодатель» выдавать в аренду один и тоже прибор нескольким «Арендаторам» , это не противозаконно? Из-за этого нас отклонили от конкурса. Заранее спасибо.

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      К сожалению, я не знаю точного ответа на Ваши вопрос. В протоколе итогов конкурса должна быть указана причина отклонения Вашей заявки, со ссылкой на конкретный пункт нормативного документа. Если этого нет, то рекомендую задать вопрос об обоснованности отклонения заявки председателю конкурсной комиссии.

  8. Нурбол говорит:

    Здравствуйте!
    Мы участвуем в тендере по техническому надзору, по требованию конкурса организатор запросил прибор «Дефектоскоп», этот прибор мы взяли в аренду. Заключив договор о «Договор о намерениях» где указано «исполнитель» и «заказчик», теперь по договору является ли исполнитель субподрядчиком-? и в каких случаях арендодатель либо исполнитель по договору являются субподрядчиками. Заранее спасибо?

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Ваш вопрос чисто юридический, а не технический. Мое мнение таково: тот кто Вам сдает в аренду прибор не является подрядчиком (субподрядчиком), так как согласно статьи 616 Гражданского кодекса:
      1. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы).
      Так как сторона, которая сдает Вам прибор в аренду не выполняет сама какие-либо работы, то она не является подрядчиком с точки зрения гражданского законодательства.
      Советую почитать ГК РК — статьи 616-682, а также статью 65 Закона — может быть еще что-то прояснится.
      Повторюсь, я не силен в гражданском законодательстве.

  9. Ернур говорит:

    Здравствуйте!
    Нигде не нашел НПА определяющий срок действия АПЗ.
    Я так понял, что АПЗ выдается бессрочно.
    Правильно ли это?
    С уважением,
    Ернур

    • Бастық говорит:

      Добрый день!
      Согласно п.25 Правил прохождения разрешительных процедур (ссылка на документ внизу статьи):
      25. АПЗ и технические условия действуют в течение всего срока нормативной продолжительности строительства, утвержденного в составе проектной (проектно-сметной) документации.

      • Ернур говорит:

        Спасибо за ответ!
        Уважаемый Бастык, согласно Вашего ответа, АПЗ имеет определенный срок действия, если разработано ПСД.
        Я извиняюсь, я кажется не правильно изложил суть своего вопроса.
        Если нам выдали АПЗ, а мы не приступили к проектированию. Уже прошло 3 года.
        Как долго такое АПЗ имеет силу?
        Имеем ли мы право начать проектирование?
        Для сведения — если мы приступим к проектированию, то срок строительства составит 8 месяцев. А срок проектиирования 2 месяца.

        С уважением,
        Ернур

        • Бастық говорит:

          Добрый день!
          Я не нашел в законодательстве срока действия АПЗ, если по нему не разрабатывалась ПСД. Скорее всего никто не предусматривал Ваш случай — получить АПЗ, а проект на разрабатывать, обычно наоборот — делают проект без АПЗ, а потом перед экспертизой пытаются получить АПЗ. Я думаю, что для прояснения вопроса желательно обратиться в Комитет по делам строительства — иначе могут возникнуть вопросы по подаче проекта на экспертизу, и затем при подаче уведомления о начале СМР и приемке объекта в эксплуатацию.

          • Ернур говорит:

            Спасибо!
            Так и сделаем.
            Ситуация действительно неординарная. АПЗ выдано в 2012 году. А проектные работы начать планируется только сейчас.

  10. Нуржан говорит:

    Добрый день прошу вас указать точное наименования и перечень документов входящую в состав АПЗ согласно СНиП и закону РК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *